Как предприниматели пытались стимулировать спрос на свои услуги
С ведением коронавирусных ограничений многие предприятия малого бизнеса вынуждены были приостановить или перестроить свою работу. Но не только это стало проявлением и причиной разразившегося кризиса. Пандемия повлекла за собой общее снижение уровня доходов населения, спрос на товары и услуги во многих сферах начал стремительно падать. Как предприниматели пытались удержать и вернуть клиентов в условиях разрушающегося рынка – в новом материале об итогах исследования «Краш-тест малого бизнеса».
В июне 2020 года межрегиональная исследовательская группа, объединившая 24 независимых социологических центра, включая ФОМ, провела исследование малого бизнеса во время пандемии. В тот период на большей части страны действовали строгие ограничительные меры. Исследователи, используя дистанционные методы – онлайн-фокус-группы и глубокие онлайн-интервью, – опросили 109 предпринимателей из 22 регионов и 30 наиболее пострадавших от коронавируса отраслей.
На момент проведения исследования главной надеждой большинства участников фокус-групп был отложенный спрос. Предприниматели надеялись, что после снятия ограничений россияне захотят наверстать упущенное за время самоизоляции и постепенно вернутся к прежнему уровню потребления. Однако времени на этот процесс потребовалось бы немало: при самом оптимистичном сценарии восстановление спроса бизнесмены прогнозировали на осень, а при более реалистичном развитии событий – к Новому году или даже апрелю 2021 года. И то – только при условии, что не последует вторая волна карантинных мероприятий.
Но сидеть сложа руки и ждать, пока потребитель вернется, участники исследования в большинстве своем не хотели – они же «предприниматели», а дело нужно было сохранить на плаву! Бизнес готов был подстраиваться под меняющиеся условия, искать новые формы и конструктивно отвечать на запросы клиентов, в том числе принимая меры по стимулированию спроса. Наиболее популярными стали следующие стратегии.
Кризис как стимул, как вызов, как проверка на прочность – такое восприятие соответствует духу предпринимательства. Именно испытания, преодоление, решение экстремальных задач закаляют бизнесменов, дают новые силы, второе дыхание, очередной виток в развитии. Не каждому дано выстоять в сложное время и положить в багаж бесценный положительный опыт. Не каждый в силах успешно пройти краш-тест товарного поезда, как выразился один из информантов.
В борьбе за сохранение бизнеса предприниматели искали новые сегменты, новые рынки, где прогнозировался больший спрос. Из-за такой «смены курса» одни меняли систему работы с клиентами, другие переучивали персонал. Трехмесячная самоизоляция подтолкнула к активизации использования практик онлайн-взаимодействия с клиентами и потребителями, поддержанию спроса за счет выстраивания новых каналов продаж.
Обсуждение трансформаций бизнеса во время коронакризиса, с одной стороны, показывает готовность предпринимателей быстро реагировать на изменение ситуации, идти навстречу клиентам и делать все возможное ради сохранения своего дела. С другой – сами предприниматели говорили, что есть факторы, на которые они не могут повлиять при всем желании, например, падение уровня платежеспособности населения.
«Больше будем работать и грести, пахать, как-то выживать», – все как один участники ясно понимали, что работать в посткарантинный период придется очень много. Но сколько бы усилий ни прикладывал бизнес для выхода из кризиса, при некоторых условиях, например, при повторном введении режима самоизоляции, шансы на быстрое восстановление представлялись участникам исследования очень невысокими.
Узнайте больше подробностей в полной версии аналитического доклада «Краш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии»