• к-Темы
  • 09.07.20

Бюджет времени на карантине

Сколько жители российских городов работают, а сколько отдыхают на самоизоляции

В предыдущем материале мы рассказали о том, что изменилось в практиках заботы о здоровье, как самоизоляция повлияла на сон и пищевые привычки людей. В продолжении о повседневности горожан в условиях эпидемии мы попытаемся реконструировать бюджет времени человека «под арестом», показать, как оно распределяется между работой, домашними делами и досугом.

Исследование проведено в рамках направления «Новый образ жизни» инициативного Проекта коронаФОМ. Было опрошено 1557 человек, все они находились на самоизоляции.

Рабочее время

Для того чтобы выделить долю рабочего времени в жизни людей на карантине, мы обратились только к той группе, в рабочей жизни которой произошли кардинальные изменения, – к тем, кто ушел на «удаленку». Таких в нашей выборке оказалось 11%. Все дальнейшие выводы о рабочем времени основаны на ответах этих людей, а соответствующие данные приводятся в процентах от этой группы.

Установилось равновесие тех, у кого количество работы увеличилось, и тех, у кого оно уменьшилось: по 27%. Но почти половина «удаленщиков» (45%) сказали, что на самоизоляции работают столько же, сколько раньше.

Границу между личным и рабочим временем проводят далеко не все – чуть больше трети (36%), а две трети (64%) работают по ситуации, без определенного графика. При этом 36% говорят, что стали больше уставать от работы, 18% – наоборот, меньше. Но чаще всего работающие дистанционно чувствуют себя так же, как раньше (45%).

Сколько времени «удаленщики» тратят на работу, видно на графике.

Домашние дела

Почти каждый третий респондент считает, что стал заниматься домашними делами больше, чем до самоизоляции.

Неудивительно, что по большей части груз домашних забот упал на плечи женщин: 36% из них говорят, что домашняя нагрузка увеличилась, среди мужчин так считают лишь 24%. Исключение составляют женщины пенсионного возраста – они стали меньше заниматься делами по дому. Показатели дублируют исходную диспропорцию, которая была отражена в данных ФОМ за 2014 год: много занимаются домашними делами 72% женщин и только 30% мужчин. В этом отношении карантин не изменил традиционного патриархального распределения ролей.

Живущие одни реже говорят об увеличении количества времени на домашние дела. Возможно, это связано с тем, что большая часть из них – пенсионеры, чей уклад жизни давно рутинизировался, и самоизоляция не внесла в их повседневность каких-то значимых перемен.

60% участников опроса отмечают, что тратят на домашние дела столько же времени, сколько раньше. В большей степени это касается тех, кто продолжил ходить на работу во время пандемии. Для этой группы вообще характерна меньшая динамика изменений, даже несмотря на то, что в нерабочее время ее представители придерживались самоизоляции. Больше домашними делами теперь занимаются те, кто работает на «удаленке», и формально трудоустроенные, но из-за эпидемии временно не работающие. Среди них говорят об этом 49 и 44% соответственно, в то время как в группе продолжающих ходить на работу таких только 19%.

Те, у кого количество домашних дел (или время на них) увеличилось, при ответе на открытый вопрос (где люди сами формулируют ответ, а не выбирают из предложенных вариантов) объясняют это появлением времени для работы по дому (18% от всех опрошенных), увеличением ее количества из-за постоянного присутствия остальных членов семьи и потребностью чем-то себя занимать (по 5%).

Те, кто стал заниматься домашними делами меньше, чаще всего ссылаются на болезни и ухудшение здоровья.

Более подробно затраты времени на домашние дела показаны на графике.

Свободное время

Притом что количество работы и домашних дел у большей части опрошенных осталось примерно таким же, как и до самоизоляции, свободного времени у людей стало больше – об этом говорят 47% респондентов.

Чаще так отвечают не только трудоустроенные, временно переставшие работать, но и те, кто перешел на дистанционный формат работы. Объяснение может быть достаточно простым: дорога на работу съедает много времени, которым теперь люди вольны распоряжаться по своему усмотрению. Это подтверждается и тем, что жители Москвы – города, где дорога до работы и обратно может ежедневно отнимать до четырех часов, – чаще остальных говорят, что свободного времени у них стало больше (на 6 п. п. чаще, чем в среднем по выборке).

Еще одна очевидная причина появления большого количества свободного времени у опрошенных – закрытие мест отдыха и досуга. Привычное времяпровождение, как и коммуникация с друзьями, родственниками, оказалось недоступным, поэтому неудивительно, что у респондентов появилось время для себя.

Только 7% опрошенных признаются, что свободного времени у них стало меньше, по большей части это связано с тем, что этим людям приходится больше заниматься детьми/внуками, тратить время на их обучение.

Те, у кого свободного времени стало больше, тратят его в основном на просмотр телевизора (22% горожан предпочитают этот вид досуга), чтение (14%) и времяпровождение в интернете, за компьютером или планшетом (9%).

В целом, каждый третий участник опроса стал больше смотреть телевизор и проводить свободное время в интернете. 

21% горожан говорят, что в связи с самоизоляцией стали пробовать новые виды активности. При ответе на открытый вопрос 4% отмечают, что начали заниматься саморазвитием, проходить онлайн-курсы, брать уроки по интернету. Еще столько же стали заниматься рукоделием, 3% стали больше читать. Однако подавляющее большинство участников опроса (78%) признаются, что ничем новым заниматься на самоизоляции не стали.

Количество свободного времени городских жителей на самоизоляции можно посмотреть на следующем графике.

Резюме

Мы получили некоторое представление о бюджете времени жителей российских городов в условиях самоизоляции. Самую значимую роль в нем занимает работа (примерно треть суток). Оговоримся: вопросы о времени, потраченном непосредственно на работу, задавались только «удаленщикам», то есть тем, чей рабочий график претерпел значимые трансформации. Примерно седьмую часть дня занимает выполнение домашних дел.

Что касается свободного времени, около половины респондентов говорят, что его стало больше. Согласно хронометражу, количество времени, которое затрачивается на работу и на отдых, примерно совпадают. Однако качество отдыха изменилось и, по всей видимости, не в лучшую сторону: больше половины опрошенных (51%) недовольны тем, как проводят свое свободное время.

Больше всего людей смущает отсутствие физической активности (21% называют эту причину в открытом вопросе), ограничение свободы передвижения (12%), отсутствие общения и одиночество (7%).

При этом на самоизоляции большинство горожан не стали практиковать какие-то новые виды отдыха, к тому же, согласно опросу ФОМ «Досуг в самоизоляции», 33% россиян сказали, что из-за карантинных ограничений им пришлось отказаться от своих увлечений.

________________

Источник данных: всероссийский телефонный опрос в городах с населением 50 тыс. человек и больше. Сроки проведения опроса: 11–12 мая 2020 года. Объем выборки – 1557 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,1%.

Александра Боброва

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ