Как изменились наши привычки за карантин, почему возникла путаница между физической и социальной дистанциями и как пережить вторую волну без последствий для психики
Как изменились наши привычки. Мнение журналиста
Журналист Андрей Подшибякин считает, что после пандемии обществу придется искать новую «нормальность». Рассуждая о том, как коронавирус повлиял на людей, он сравнивает происходящее с видеоиграми, где часто используется термин «кривая сложности». Это понятие означает траекторию взаимодействия пользователя с игрой. Если эта кривая слишком пологая, игроку быстро становится скучно. Если она слишком круто уходит вверх, появляется риск, что пользователь игру забросит.
Кривая сложности 2020 года, по словам журналиста, задрана вертикально вверх. Помимо эпидемии коронавируса жизнь людей осложняют нестабильная экономика, а в некоторых странах – еще протесты и бушующие пожары. И всем очень хочется вернуться к прежней жизни, которой, по мнению Андрея Подшибякина, уже не будет. Однако человек способен адаптироваться. Дело в том, что кривая сложности никогда не идет вниз: в конце игры нам только кажется, что стало легче, а на самом деле мы просто лучше научились справляться с подкидываемыми дизайнером задачами. Так и в случае с пандемией.
За последние несколько месяцев мы узнали о себе даже больше, чем хотелось бы. «Оказывается, мы легко можем обходиться без половины привычек и занятий, когда-то казавшихся очень важными. Еще недавно мы обижались на снобизм французских официантов, а сегодня готовы расцеловать первого встречного шашлычника на курорте Краснодарского края. Дорогой фитнес-клуб, как выяснилось, эквивалентен бесплатному турнику во дворе. Стричься можно в три раза реже, чем полгода назад казалось приличным. А руки мыть, наоборот, в три раза чаще», – считает Андрей Подшибякин.
О том, что еще изменилось в жизни людей после пандемии, читайте в материале «Из-за пандемии мы никогда не вернемся к прежней жизни».
Во время пандемии люди стали свидетелями характерной ошибки, когда вместо «физического дистанцирования» ввели понятие «социальной дистанции», считает социолог и философ Артемий Магун. Хотя, отмечает он, взгляд на человеческий контакт как на априори заразный уже давно стал частью современной культуры.
«Недавно CNN опубликовал ответ нескольких социологов UCLA, которые утверждали, что термин на самом деле был неправильным (к сожалению, их вмешательство было уже запоздалым). Речь идет о физическом, а не о социальном расстоянии. Никто не просит людей иметь меньше друзей или относиться к ним менее эмоционально. Они все еще могут плакать вместе по Zoom или в Skype», – комментирует Артемий Магун.
Но физическое и символическое тесно связаны, отмечает социолог. «Человеку трудно отойти от другого человека, не повредив его или ее чувствам. Девиз «социальной дистанции» является симптоматической эмблемой происходящего именно из-за того, что он воплощает в себе qui pro quo между физическим и социальным. Мы видим физическое расстояние, но думаем о социальном, потому что это наша слабость». Поэтому и ошибка «социального дистанцирования», путаница между физическим и символическим, – яркий симптом сложностей современной коммуникации», – говорит Артемий Магун.
О том, что думают другие эксперты о ключевых свойствах человека эпохи пандемии, можно узнать из материала «Homo 2020: что мы поняли о себе после пандемии – мнения философов».
Весенний карантин россияне пережили по-разному – кто-то был рад провести время с семьей, а для кого-то это стало временем ссор и конфликтов. Осенью количество заболевших снова начало расти, а значит, повторную самоизоляцию исключать нельзя. Психолог и гештальт-терапевт Илья Латыпов рассказывает, как подготовиться к новой волне коронавируса.
Существует два типа людей, поясняет психолог. Для одних базовой ценностью является безопасность, поэтому они легко переживают ограничения, другие же больше ценят свободу – им пережить запреты сложнее. Но оба этих типа готовы пережить ограничения, если понимают их смысл. «Если эти ограничения логичны, последовательны, и людям объяснили, для чего они нужны, – тогда даже сторонники свободы готовы с ними мириться какое-то время», – уверен эксперт.
Вторую волну общество встречает в состоянии тревоги, вызванной неопределенностью. Многие задаются вопросом, когда же это кончится. Для сохранения психики Илья Латыпов рекомендует найти то, что можно контролировать, и на этом сосредоточиться (например, уборка в квартире, мелкие дела, забота о себе), а остальное – отпустить. «Боишься – надень маску, но не пытайся бороться со всем миром, который не носит маски, это бесполезно, ты только изведешь себя», – комментирует психолог.
Подробнее о том, почему людям тяжело далась самоизоляция, читайте в материале «Состояние людей сегодня – это смесь апатии и ярости».