Медики – герои? Исследовательский комментарий на основе количественного опроса, посвященного оценке работы медиков во время пандемии
Коронавирус сделал противостоящих ему врачей героями в глазах общества, и в первые месяцы пандемии общество консолидировалось вокруг медиков. Про них писали песни, средства от прослушиваний и продажи которых шли медикам, в их поддержку устраивали федеральные, муниципальные и просто волонтерские акции. Весной 2020 года это были в основном мероприятия в онлайне для поддержания боевого духа и выражения благодарности медикам. В интернете можно увидеть все еще пополняющуюся базу «Пожалуйста, дышите!», которая содержит фотографии врачей и короткие истории пациентов, родных, близких, друзей медиков со словами благодарности. Во время первой волны розничная компания X5 Retail Group и Фонд продовольствия «Русь» передавали еду врачам НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского; в Екатеринбурге цветочное хозяйство подарило букеты медикам нескольких больниц; производитель мороженого «Чистая линия» отправил в крупные города страны 100 тысяч эскимо для работающих в «красной» зоне.
Летом, после снятия ограничительных мер, акции в поддержку врачей стали проводиться не только в интернете, но и в городском пространстве, во время проведения спортивных мероприятий некоторые культурные и развлекательные центры предлагали медработникам льготные условия посещения. А перед новогодними праздниками петербургские водители общественного транспорта, обычные автомобилисты и машинисты паровозов погудели врачам в знак благодарности.
Помимо медийных кампаний и акций, во время пандемии стала видна благодарность населения на самом базовом, индивидуальном уровне, когда отдельные люди, даже не договариваясь друг с другом, несли в больницы продукты, предметы первой необходимости, подвозили медиков, устраивали одиночные акции в их поддержку.
Совокупный эффект таких признаний в любви оказался неожиданно велик для медиков. Даже те, кто продолжал работать на своей обычной работе, с удивлением отметили, что отношение к ним улучшилось. «Врачей стали меньше ругать, и появились благодарности от вылечившихся пациентов», – отмечает руководитель отделения гастроэнтерологии Московского областного научно-исследовательского клинического института имени М. Ф. Владимирского Елена Белоусова.
Конечно, медики хотят, чтобы позитивное, неравнодушное отношение к их профессии сохранилось и после пандемии. Но чем больше времени проходит с начала первой волны, тем чаще медики обращают внимание на то, что интерес к ним угасает, они перестают чувствовать поддержку общества. «В СМИ часто медиков называют героями, и это справедливо. Но в обычной жизни я этого не слышу. Постепенно ажиотаж в СМИ пропадает, и у меня нет ощущения, что внимание общественности как-то повлияло на изменения в области медицины. Все останется, как было», – рассказывает терапевт московской ГКБ.
Обратимся к данным опроса Фонда Общественное Мнение, который был посвящен оценке работы медиков во время пандемии1. Оказалось, 59% респондентов считают, что работа российских медиков – это героический труд и ежедневный подвиг. Причем 40% уверены в том, что медики были героями и до пандемии. Среди женщин представление о героизме медиков встречается чаще, чем среди мужчин (63% и 54% соответственно).
Несмотря на то, что некоторые медики в наших интервью рассказывают, что уже перестали чувствовать признание со стороны общества, в массовом опросе мы фиксируем, что представление об их героизме распространено довольно широко.
Также в ходе опроса нам удалось выделить любопытную категорию – медработники, к сожалению, она малочисленна, всего 6% от опрошенных, так что анализировать ответы этой группы следует с осторожностью. Оказалось, что не все медицинские работники, попавшие в выборку, считают, что работа медиков – это ежедневный подвиг. Около четверти из них уверены, что они не являются героями и просто делают свою работу. Мы уже не раз встречались с подобной позицией в наших интервью с врачами. «Себя я не считаю героем. У меня тяжелая и изматывающая работа, очки врезаются в лицо, кожа на руках шелушится из-за антисептика. Но этот труд несравним с подвигом Матросова (в 1943 году в бою у деревни Чернушки Александр Матросов закрыл собой амбразуру немецкого дзота, чтобы дать возможность бойцам своего взвода пойти в атаку. – Прим. ред.)», – признается врач-стажер, работающий в «красной» зоне.
Тем не менее две трети медицинских работников считают, что их работа – это героический труд и ежедневный подвиг. Эти данные подтверждаются и нашими интервью: многие медики в беседах зачастую не называли себя героями, но все же отмечали, что они не просто выполняют свои обязанности. Как объясняет анестезиолог-реаниматолог, заведующий гнойной реанимацией, чье отделение перепрофилировали под работу с ковидом: «Был фильм про Мюнхгаузена. Там бургомистр, которого Игорь Кваша играл, сказал что-то вроде: «Я каждый день хожу на свою работу, не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть»».
Надо отметить, что распределение ответов среди медиков практически совпадает с распределением среди обычных граждан. Медиков считают героями 59% россиян и примерно две трети участвовавших в опросе медработников, а отрицают это 30% россиян и чуть больше четверти медиков.
Кстати, в группе медиков доля считающих, что их работа являлась героической и до пандемии, очень высока – около половины. Это и неудивительно: многие врачи уверены, что «в России само занятие медициной – уже героический поступок!» (из интервью с анестезиологом-реаниматологом ГКБ № 40 в Коммунарке Михаилом Насекиным).
Чтобы понять, в чем заключается героизм медиков, мы задавали уточняющий открытый вопрос: «Почему вы считаете, что работа российских медиков – это героический труд?» Ответы распределились следующим образом.
16% отмечают, что работа медиков – это тяжелый труд («врачи – они круглосуточно врачи», «работают на износ, сутками, без выходных, их в любое время могут вызвать, «не могут уйти с работы, пока всех не примут, работают сверхурочно», «перерыв – всего полчаса»).
15% считают, что медики спасают людей, в этом и заключается героизм («полностью отдали себя больным», «спасение жизни людей – это героизм», «каждый день борются за жизни людей», «с головой кидаются, чтобы помочь, когда случаются катастрофы», «они, как на передовой», «сама профессия медика – героическая»).
10% видят героизм в том, что медики рискуют своей жизнью и здоровьем («бывает, что заболевания переходят от больного к врачу», «рискуют своей жизнью, своим здоровьем, здоровьем близких», «иногда отдают свои жизни ради других»).
10% уверены, что лечение заболевших коронавирусом в пандемию – это подвиг («в ковидном госпитале я видела подвиг своими глазами», «в связи с ситуацией с пандемией они как на войне побывали», «работа в пандемию – это разве не подвиг?»).
7% считают, что работа врачей требует большого эмоционального напряжения («эмоционально тяжело работать с больными людьми», «переживают за каждого, принимают близко к сердцу», «работа связана с человеческой болью, со смертью», «обслуживание людей – неблагодарный труд»).
6% говорят, что зарплата врачей не отвечает сложности их труда («за такие деньги им памятник надо поставить, надо платить достойную зарплату», «за такую зарплату ходить на работу – это подвиг», «за пять копеек, только за совесть»).
6% отмечают тяжелые условия работы у многих врачей («где-нибудь в селе, в поселке врачи ходят к больному в резиновых сапогах по бездорожью, в мороз и холод», «не везде есть оборудование», «техника староватая, они работают на плохом оборудовании, особенно в деревнях», «условия оставляют желать лучшего»).
5% говорят, что на врачах лежит ответственность за жизнь и здоровье людей («большая ответственность за жизнь людей», «она сопряжена с ответственностью за чужую жизнь»).
Интересно, что вопрос не касался напрямую пандемии, но значительная часть респондентов (10%) объясняет героизм через «красную» зону, говоря о том, что лечение заболевших коронавирусом в пандемию – это подвиг. Можно предположить, что к медикам, которые работают в «красной» зоне, формируется особое отношение. Это подтверждает, насколько значимым фактором явилась пандемия в изменении отношения граждан к медработникам.
К тому же в ходе данного опроса тем, кто не считает, что работа российских медиков – это героический труд, задавался дополнительный вопрос: «А если говорить о медиках, работающих в ковидных отделениях, то их работу, на ваш взгляд, можно назвать героической, или вы считаете это преувеличением?» Вопрос задавался 41% респондентов, и половина из них (22% от всех опрошенных) ответили, что работу в «красной» зоне все-таки можно назвать героической, но около трети (15% от всех респондентов) и с этим не согласились. Получается, что только 15% от общего числа опрошенных считают, что работа в «красной» зоне – это рутинный долг врача, что люди просто выполняют свою работу, не являются героями и не совершают подвигов.
_________________
1Источник данных: телефонный опрос населения в возрасте 18 лет и старше, который проводился 26–28 июня 2021 года. В опросе приняло участие 1548 респондентов, статистическая погрешность не превышает 3,8%.