Как россияне оценивают работу врачей в этот период
За время пандемии россияне стали больше доверять врачам в больницах и поликлиниках. В 2020 году уровень доверия был примерно таким же, как в 2018–2019 годах (55–57% опрошенных сообщили, что обычно доверяют врачам в больницах и поликлиниках), а к лету 2021 года этот показатель вырос до 65%.
Больше доверяют медикам те, кто оценивает свое материальное положение как «хорошее и очень хорошее» и «среднее»: таких людей в каждой категории – по 71% (против 65% в целом по выборке). Возможно, они имеют доступ и привыкли к качественным медицинским услугам, и оттого доверяют врачам в целом. Более склонны доверять медикам те, кто предпочитают узнавать новости из традиционных СМИ, а не из интернета, а также люди старше 60 лет: таких в этих группах – по 70%.
В ответ на вопрос, изменилось ли их мнение о медиках за время пандемии, 25% респондентов отметили, что оно улучшилось, 14% – что ухудшилось, а 55% не заметили изменений в своем отношении. Также 30% респондентов отметили, что за время пандемии россияне в целом стали лучше относиться к медикам, 16% – что хуже.
В ответ на открытый вопрос «Почему ваше мнение о российских медиках за время пандемии ухудшилось?» респонденты приводили следующие причины (данные в % от всех опрошенных):
Вместе с тем респонденты находили причины для изменения своего мнения о медиках и в лучшую сторону. Ниже мы приводим наиболее показательные ответы на открытый вопрос «Почему ваше мнение о российских медиках за время пандемии улучшилось?» (данные в % от всех опрошенных):
Мы попросили респондентов оценить работу медиков до пандемии. Среди оценок – около половины положительных (43%, из которых 7% – отлично и 36% – хорошо). Это несколько отличается от распространенного среди наших информантов представления о том, что их не ценят. Судя по данным, медиков ценят, но сами они почему-то этого не чувствуют. Возможно, пациенты не выражают свое признание лично, возможно, негативные факторы, такие как низкая оплата труда или отношение государства, оказываются сильнее положительных эмоций от полученного признания.
Мы также попросили людей оценить работу медиков, к которым они обращались во время пандемии. Вопрос задавался 60% респондентов – тем, кто обращался в это время за медицинской помощью. Оказалось, что в ситуации пандемии люди положительно оценивали работу медиков чаще: доля ответивших «отлично» и «хорошо» составила примерно две трети (38% от всех респондентов, из которых 13% дали отличную оценку и 25% – хорошую). На графике видно, что различия в оценках опрошенных до пандемии и во время нее появляются за счет роста доли давших оценку «отлично» и снижения доли давших оценку «удовлетворительно». То есть в целом люди оценивают работу врачей в пандемию выше, чем до нее, возможно, потому что воспринимают труд медиков как более самоотверженный и ценят их самоотдачу.
Мы попробовали выяснить, исходя из результатов опроса, есть ли в улучшении отношений к медикам в целом заслуга медиков-ковидоборцев. Наше предположение состояло в том, что именно их труд стал основной причиной этого. Эта гипотеза, однако, не подтвердилась при сравнении того, как оценивают работу медиков люди, обращавшиеся за медицинской помощью в связи с коронавирусом и обращавшиеся по другим поводам. Оценки этих двух групп примерно одинаковые – разница в показателях не превышает 5% и может считаться несущественной. Из 25% респондентов, чье отношение к медикам за время пандемии улучшилось, 16% стали лучше относиться ко всем медикам без исключения и лишь 7% – к работникам отдельных специальностей и категорий, 2% затруднились ответить. Тем не менее, если респонденты и выделяли кого-то, то чаще других называли терапевтов и педиатров («те, которые проводят осмотры, самые наиболее встречающиеся»), медиков, работающих с больными коронавирусом, вирусологов, инфекционистов («кто непосредственно боролся с пандемией»), хирургов («которые работают в стационарах»), а также младший медицинский персонал – то есть тех, кто работал с коронавирусными больными или с самим вирусом.