Евгений Барулин – о запуске продуктов, уроках пандемии, трендах в онлайн-образовании, фрилансе и управлении персоналом
Евгений Барулин – генеральный директор IT-холдинга TalentTech.
Технологическая компания TalentTech входит в состав инвестиционной группы «Севергрупп». Холдинг создает умные HR-решения для развития бизнеса – цифровые инструменты для подбора, адаптации, развития и аутсорсинга персонала. Внимание акцентируется на HR и IT-экспертизе, цифровизации, автоматизации.
С началом пандемии компания перешла на «удаленку». По словам генерального директора Евгения Барулина, для TalentTech как IT-компании это было несложно. Одна из главных задач руководства была в том, чтобы сохранить штат. Евгений Барулин отмечает, что с переходом на дистанционный режим, у сотрудников стало больше работы: границы между трудовой и личной жизнью размылись, многие процессы стали более энергозатратными. Чтобы не допустить выгорания, в руководстве компании следили за тем, чтобы люди вовремя пользовались отпусками, предлагали сотрудникам отдых, заботились об их здоровье, а также проводили опросы, чтобы выявить и решить проблемы команды.
«Мы IT-компания, поэтому без проблем за два дня перестроились, закрыли офис и отправили сотрудников по домам, обеспечив всем необходимым. Пандемия не только меняет рабочие процессы, но и вызывает страхи и переживания, поэтому важно было успокоить людей. Наш основной посыл был таков: никаких сокращений. Кроме того, при необходимости работники могли обратиться за психологической помощью, а также консультироваться с врачами с помощью телемедицины».
Коллективу удалось быстро адаптироваться к дистанционному формату работы, несмотря на интенсивные темпы роста компании. По словам Евгения Барулина, проактивность и стремление превосходить ожидания является частью корпоративной культуры TalentTech. В команду подбираются люди, которые стремятся к развитию. Согласно внутрикорпоративному опросу, вовлеченность сотрудников за год выросла на 25 пунктов по сравнению с 2019 годом.
«Высокие темпы роста требуют огромных усилий. Это условно заложено в нашу корпоративную культуру: ты не сидишь на месте, а делаешь больше, чем ожидается. Несмотря на повышенную нагрузку, для большинства стало важным с помощью наших сервисов облегчить жизнь другим людям: школьникам и учащимся взрослым, коллегам, которые нуждаются в адаптации к новой среде, фрилансерам. Наша команда сделала многое, чтобы улучшить их жизнь в пандемию».
Чтобы поддерживать рабочий настрой, в TalentTech стали чаще проводить образовательные и развлекательные мероприятия, устраивать онлайн-встречи. На «удаленке» сотрудникам не хватает неформального общения. Между тем, по мнению Евгения Барулина, подобное общение, например во время перерывов, способствует генерации новых идей. Сейчас компания нашла новые варианты организации общения сотрудников – в онлайн-формате.
«Все рабочие процессы должны быть прозрачными, каждый сотрудник должен видеть, как работает другой. Мы увеличили количество демодней, развлекательных и общеобразовательных мероприятий. Благодаря этому удалось показать команде, что компания жива, процессы налажены. Конечно, не хватает синергии, которая появляется только в офисе, но, к сожалению, этим пока приходится жертвовать».
С введением режима самоизоляции обучение было переведено в онлайн-формат. И образовательная платформа «Фоксфорд» в составе TalentTech пришла на помощь школьникам.
«Еще в феврале «Фоксфорд» открыл курсы по школьной программе, доступные всем желающим. В результате во время карантина на платформу пришли 2,5 млн новых пользователей. Техническая команда, а также команда клиентского сервиса, количество обращений к которой выросло кратно, приложили огромные усилия, чтобы выдержать такую нагрузку».
В блоке корпоративного образования компания TalentTech разработала протоколы и гайды, позволяющие организациям грамотно переводить сотрудников на дистанционную работу.
«В первую неделю пандемии мы собрали пул советов, как быстро и комфортно перевести сотрудников на «удаленку». Ведь многие компании не знали, как это сделать. Мы написали чек-листы, сделали конференцию вместе с онлайн-университетами «Нетология», Edmarket и фриланс-биржей FL.ru, где представители разных компаний рассказывали, о чем нужно помнить при переходе в онлайн. Еще один образовательный блок – модуль TalentTech – был посвящен обучению базовым цифровым навыкам, которые стали необходимыми любому работнику».
Перед компаниями, которые перевели сотрудников на дистанционный формат работы, встала задача оценить их вовлеченность. Следуя потребностям корпораций, TalentTech еще до пандемии создала продукт «TalentTech.Вовлеченность», с помощью которого представители компаний могут научиться измерять вовлеченность сотрудников, работающих как в офисе, так и на «удаленке». По словам Евгения Барулина, практически все продукты были так или иначе модифицированы с учетом требований новой реальности.
«Каждый продукт был изменен как с точки зрения ценовой политики, так и с точки зрения требований времени. К примеру, до пандемии продукт «TalentTech.Адаптация» помогал новым сотрудникам быстрее адаптироваться и достигать более высоких показателей эффективности. Измененный продукт предназначен для адаптации к новым условиям работы: переходу на «удаленку», расширению зоны ответственности, переходу на новую должность, дистанционному онбордингу новичков и другим организационным изменениям».
Пандемия положительно отразилась и на коммуникации с клиентами. Гендиректор TalentTech отмечает, что ожидал более негативного развития событий, однако бизнес достаточно быстро перестроился на взаимодействие в онлайне.
«Мы работаем в B2B-сегменте, где раньше, чтобы о чем-то договориться, нужно было несколько раз встретиться с клиентом лично. Сейчас это стало невозможным, и я ожидал, что деловая активность снизится, увеличатся циклы сделки, потому что надо будет дожидаться личных встреч или окончания пандемии. Однако бизнес достаточно быстро перестроился, что положительно сказалось на нас».
По словам Евгения Барулина, в 2020 году компания выросла по всем направлениям. Так, аудитория онлайн-школы для детей «Фоксфорд» по сравнению с показателями 2019 года выросла в два раза. По направлению онлайн-образования для взрослых также произошел значительный прирост аудитории. На фоне пандемии интерес людей в возрасте от 45 до 54 лет к онлайн-образованию вырос более чем в два раза. В пандемию обучение на платформе «Нетология» стало набирать популярность по нескольким причинам. С одной стороны, люди начали осваивать новые навыки из-за страха остаться без работы. С другой – оказавшись в изоляции, многие начали искать способы проведения досуга, одним из которых стало обучение чему-то новому.
«Мы в разы выросли по всем направлениям. В итоге идем даже лучше плана, который разработали до пандемии. Спрос на онлайн-образование вырос быстрее, чем мы ожидали. Кроме того, вырос сектор HRTech, потому что компании увидели ценность решений для управления персоналом в условиях всеобщего кризиса, падения мотивации сотрудников на «удаленке» и сложностей коммуникации. Приток фрилансеров был больше, чем мы планировали, потому что люди начали охотнее рассматривать новые форматы работы и бизнес стал активнее работать с исполнителями из регионов».
Улучшение показателей и создание новых продуктов требовали расширения команды. Во время пандемии компания продолжала набирать новых сотрудников.
«Мы не останавливали наем с начала карантина. На фоне пандемии в процессе подбора персонала произошли изменения относительно того, как нанимать и выводить сотрудника на работу, адаптировать его, оформлять необходимые документы. Для комфортного проведения этих процессов мы используем свои же продукты».
По словам Евгения Барулина, пандемия – это своеобразная проверка на прочность, которую TalentTech, несмотря на трудности, прошла без особых потерь. Генеральный директор компании поделился инсайтами, которые вынес из работы в последние несколько месяцев.
Формат дистанционной работы требует изменения коммуникаций внутри команды. Сотрудникам нужны позитивная рабочая обстановка, прозрачность в общении с руководством и наличие обратной связи. Руководителю необходимо быть в постоянном контакте с коллективом и обозначать цели и задачи. Регулярные встречи в режиме онлайн становятся своеобразными ритуалами, которые призваны поддерживать рабочую атмосферу в коллективе. Это помогает сотрудникам быть в тонусе, а руководителю – в курсе того, как идет рабочий процесс.
«Модель управления в удаленном формате должна быть более итеративной. Руководитель должен постоянно проверять, все ли сотрудники понимают задачи правильно. Раньше для общения с коллективом не нужна была такая частотность мероприятий. Сейчас встречи нужны практически каждую неделю, чтобы сотрудники видели, что рабочий процесс не остановился, и были в курсе изменений в организации».
Позитивным следствием пандемии стало формирование в обществе более ответственного отношения к здоровью. В связи с этим у людей увеличилась потребность в получении медицинских консультаций. Предоставление такой возможности со стороны работодателя придает сотрудникам уверенность, что они в любой момент смогут получить надежную помощь. Поддерживать здоровье сотрудников очень важно в том числе потому, что плохое самочувствие влияет на качество работы и влечет за собой негативные последствия для работодателя. Кроме того, проявление заботы о персонале способствует повышению лояльности и вовлеченности сотрудников, а также укреплению их ресурсного состояния.
Пандемия наложила отпечаток и на психологическое состояние людей. Они испытывают страх из-за возможной потери работы, опасаются за собственное здоровье и здоровье близких. На фоне тревожных настроений в коллективе руководителю важно оказывать моральную поддержку сотрудникам. По мнению Евгения Барулина, чтобы бороться со стрессом следует делать акцент на достижениях команды, а не на неудачах. Демонстрация общих успехов помогает не пасть духом и мотивирует на достижение поставленных целей.
«Руководитель должен постоянно подбадривать коллектив, потому что для многих людей личные страхи, например за свое здоровье, значат намного больше, чем проблемы на работе. Важно обеспечивать психологическую поддержку и безопасность на базовом уровне. У сотрудников должна быть уверенность в том, что они всегда могут проконсультироваться с психологом или врачом».
Генеральный директор компании TalentTech выделил общие тенденции, характерные для HR-рынка, сфер онлайн-образования и фриланса.
Компании стали тщательнее подходить к подбору персонала. Для привлечения подходящих кандидатов все чаще используют искусственный интеллект и другие современные технологии, которые более точно, чем человек, могут оценить, подходит ли кандидат компании, и даже могут определить его психотип по мимике и голосу.
Рост интереса к корпоративному обучению. Переход на дистанционную работу вызвал спрос на обучение соответствующим навыкам. Сотрудникам требовалось получить новые компетенции, связанные не только с коммуникацией внутри команды, но и с информационной безопасностью.
«Что касается внутреннего управления персоналом, мы видим запрос на корпоративное обучение. В связи с удаленной работой стало необходимым быстро обучить людей цифровым навыкам и правилам информационной безопасности, без которых невозможно работать в новой реальности».
Развитие мобильного обучения. До пандемии обучение персонала часто проходило в офлайн-формате. Сейчас это можно делать онлайн – с помощью мобильных устройств. Новый формат обучения активно набирает популярность благодаря удобству, скорости и эффективности.
«Когда корпоративное обучение проходило в офлайне, это выглядело примерно так: приезжал лектор и обучал сотрудников в конференц-зале. Сейчас новый формат помогает обучить большое число сотрудников с помощью мобильных приложений. Микрообучение представляет собой короткие итерации по три-семь минут на экране смартфона или планшета. Компании дробят образовательный контент и предлагают учащимся осваивать отдельные навыки. Миссия TalentTech – реализовать талант каждого. Для этого нужно понимать, как оценивать талант человека, чему его можно научить, какие компетенции востребованы сейчас на рынке, а также как сотрудник может применить свои таланты наилучшим образом. Для этого мы строим единую технологическую платформу, способную оценивать потенциал человека, развивать определенные навыки и компетенции для решения бизнес-задач».
Стремительное проникновение онлайн-образования. Пандемия вынудила многих попробовать образовательные онлайн-решения. По словам Евгения Барулина, будущее – за смешанной формой обучения без разделения на онлайн и офлайн. Надо учитывать, что вместе со спросом на рынке онлайн-образования выросла и конкуренция. В выигрышном положении окажутся те компании, у которых будет качественный продукт и хорошее сопровождение учащихся.
«2020 год погрузил нас в онлайн-формат и сделал это быстрее и в большем объеме, чем все планировали. У онлайн-образования только хорошие перспективы. Безусловно, там высокая конкуренция. В обучении взрослых важным фактором станет последующее трудоустройство. Нужно обучать людей и трудоустраивать их, учитывая полученные ими навыки и компетенции, которые нужно максимально эффективно использовать и монетизировать».
Фрилансер (от английского freelancer) – работник, который не числится в штате компаний. Он сам реализует свои услуги на рынке.
Увеличение числа фрилансеров. Опасаясь потерять доход, люди стали искать новые возможности заработка. Во время пандемии многие выбирали фриланс в качестве альтернативы постоянной занятости. Как показало исследование фриланс-биржи FL.ru и TalentTech, в России за 2020 год число фрилансеров увеличилось на 76%, а число заказчиков фриланс-услуг – на 38%.
«Сложившаяся ситуация толкает людей к поиску заработка. В начале карантина мы зафиксировали рост регистраций на бирже фрилансеров, и он продолжается до сих пор. У многих есть работа, но люди боятся, что им будут платить меньше или вовсе уволят. Пользуясь биржей можно выполнять заказы, находясь в любой локации, а бизнесу не нужно волноваться о трудоустройстве специалиста, который выполняет разовую задачу».
Изменившаяся реальность диктует новые правила успешной работы в современном мире. Чтобы адаптироваться к другой действительности, важно следовать новым тенденциям и осваивать соответствующие навыки. Генеральный директор холдинга TalentTech поделился своим мнением о навыках, востребованных на рынке труда. Среди «универсальных навыков» Евгений Барулин выделяет три.
Способность учиться и переучиваться. Резкое изменение ситуации в связи с пандемией коронавируса дало людям толчок к приобретению новых умений и навыков. Освоение технологий и иных форматов деятельности помогло приспособиться к изменениям реальности. Поэтому решающее значение в стремительно меняющемся мире будет иметь возможность учиться и воспринимать новую информацию.
«Ситуация меняется, хотим мы этого или нет. Любой учитель научился вести уроки в Zoom. Если не умеешь этого, то, к сожалению, останешься маловостребованным или даже потеряешь работу. В бюджетной сфере немного безопаснее, чем в корпоративном мире, в котором люди должны переобучаться на лету».
Толерантность к риску и стрессоустойчивость. В условиях нарастающей турбулентности внешней среды у людей появляется все больше страхов. Отсутствие стабильности и уверенности в завтрашнем дне вызывает стресс. По мнению Евгения Барулина, одним из главных способов борьбы с неопределенностью является принятие новой реальности и рисков.
«Люди все больше опасаются за жизнь, здоровье, зарплату, ведь у многих кредиты, ипотеки. А спрогнозировать, каким будет будущее, невозможно. В новой реальности много стресса, важно уметь адаптироваться к новому с минимальной паникой».
Широкий кругозор. Пандемия заставила многих выйти за рамки привычного мышления. Кому-то пришлось пересмотреть свой карьерный путь, кому-то – изменить образ жизни. Расширение кругозора стало своеобразным спасением в условиях трансформации среды.
«Многим пришлось что-то серьезно поменять в своей жизни, отбросив старое. Больше учителей стали заниматься репетиторством, а кто-то, может быть, переквалифицировался в программистов. На бирже фрилансеров у нас много таких историй: люди ищут новые возможности, приобретают актуальные навыки».
Кроме того, по мнению Евгения Барулина, усиливается важность «специфических навыков». В частности, цифровых и креативных.
Цифровые и IT-навыки. Одним из приоритетных направлений развития бизнеса является повышение цифровой грамотности персонала. Понимание цифровых трендов и умение работать с современными digital-инструментами – то, на что стоит сделать ставку руководителям компаний при найме сотрудников и развитии команды.
Креативные навыки. Навык нестандартного мышления особенно важен при создании новых продуктов, дизайнов, бизнес-моделей, схем предпринимательства. В эпоху автоматизации способность креативно мыслить приобретает особый смысл, ведь рутиной уже могут заниматься роботы.
Компания рассчитывает в дальнейшем увеличивать темпы роста и масштаб. Это потребует больших инвестиций, привлечения новых клиентов и расширения штата. Что касается формата работы, руководство компании пока не планирует возвращаться в офлайн. Ситуация с пандемией показала, что сотрудники могут работать эффективно и на «удаленке». Поэтому коллектив продолжит работу в дистанционном формате, используя офис как площадку для общения.
«В старом формате мы вряд ли продолжим работать. Я боялся, что наша эффективность резко упадет в режиме «удаленки», однако этого не произошло. У нас, безусловно, останется офис в качестве площадки для личного общения, но он не будет на 250 человек, как раньше. Мы планировали еще этажи снимать, но теперь этого делать не станем».
В пандемию для руководства TalentTech было важно сохранить штат и поддержать коллектив. Забота со стороны работодателя помогла сотрудникам не пасть духом и продолжить работать в интенсивном ритме. Несмотря на пандемию и связанные с ней трудности, вовлеченность сотрудников выросла. Работники осознавали, что созданные ими сервисы могут облегчить жизнь других людей в этот сложный период.
С учетом требований новой реальности компания модифицировала прежние продукты, а также запустила новые. Среди них – сервисы, позволяющие организациям адаптировать сотрудников к удаленной работе и измерять их вовлеченность. Помимо этого, онлайн-школа «Фоксфорд» в составе холдинга TalentTech предоставила школьникам возможности для онлайн-обучения.
По ключевым бизнес-направлениям компании произошел рост. В связи с увеличением потребности в занятости, в пандемию большое число людей выбрали фриланс – число новых исполнителей выросло на 76% по сравнению с 2019 годом. С начала года на своих услугах они заработали более 110 млн рублей. Спрос на онлайн-образование для взрослых вырос в разы благодаря тому, что люди начали осваивать новые навыки из-за страха остаться без работы или с целью провести досуг. Аудитория онлайн-школы для детей «Фоксфорд» по сравнению с 2019 годом выросла в два раза. На столько же на фоне пандемии вырос интерес людей в возрасте от 45 до 54 лет к онлайн-образованию.
Также наблюдается стремительное увеличение интереса к корпоративному обучению, в особенности к мобильному.
Чтобы адаптироваться к другой реальности, важно следовать новым тенденциям и осваивать соответствующие навыки. Среди «универсальных навыков» ключевыми являются способность учиться, толерантность к риску и умение выходить за рамки привычного мышления. Востребованными являются и «специфические навыки», в частности цифровые и креативные.
Уроки пандемии для руководителей компаний
1. В условиях удаленной работы модель управления должна трансформироваться: больше внимания следует уделять командным мероприятиям.
2. Поддержание здоровья сотрудников – одна из важных задач руководства.
3. В кризис стиль общения руководителя с командой должен быть более мягким.