• к-Темы
  • 02.03.21

Индекс потребительских настроений: февраль

Динамика ИПН и его компонент

В феврале рост потребительского оптимизма замедлился – ИПН и его составляющие изменились незначительно. При этом впервые за время пандемии индекс оценки перспектив развития страны в ближайшие 5 лет и индекс ожидания изменения личного материального положения в ближайший год вышли из отрицательной зоны и достигли 101 пункта каждый.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России. 

По сравнению с январем в феврале ИПН изменился незначительно и составил 91 пункт (из 200 возможных). Показатель по-прежнему находится в отрицательной зоне, а это означает, что негативные потребительские настроения у россиян преобладают над позитивными. Разрыв с допандемическим значением (95 пунктов в феврале 2020 года) сохраняется.

Оба субиндекса прибавили совсем немного, по 2 пункта каждый. Субиндекс ожиданий составил 99 пунктов, текущих оценок – 80 пунктов.

Два показателя индекс оценки перспектив развития страны в ближайшие 5 лет и индекс ожидания изменения личного материального положения в ближайший год – впервые за время пандемии вышли из отрицательной зоны и достигли 101 пункта каждый (прирост относительно января небольшой). При этом если первый показатель сейчас незначительно, но выше значений годичной давности, то второй все еще ниже показателей февраля 2020 года.

Заметнее всего за прошедший месяц выросло значение индекса крупных покупок: в январе он увеличился меньше остальных, а в феврале – сразу на 4 пункта, до 83 пунктов.  

Однако доля совершавших крупные расходы в последние три месяца с января почти не изменилась, составив 52%. Это существенно ниже значений даже октября и ноября, а тем более допандемических. По отдельным категориям трат также существенных изменений не произошло. Судя по всему, потребительский оптимизм еще не воплотился в реальное поведение.

Данные проекта «Сбериндексы» говорят о том же: расходы россиян с середины января лишь ненамного (0,1–2,8%) превышают уровни прошлого года.

_________________

Источник данных: 

1–96-я волны опроса «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения» (метод интервью по месту жительства в режиме face-to-face), выполненных по заказу Банка России. В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,3%. 

_____

Индекс потребительских настроений (ИПН) – комплексный показатель, отражающий экономические настроения населения, строится по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университете. Он демонстрирует, как потребители оценивают ситуацию в экономике и изменение своего уровня жизни, а также их ожидания, связанные с данными показателями в будущем. ИПН позволяет прогнозировать изменение потребительского спроса и, как следствие, экономический рост. Его значения в позитивной зоне (более 100 баллов) отражают уверенность потребителей и их готовность тратить деньги, в негативной зоне (менее 100 баллов) свидетельствуют об ухудшении ситуации в экономике.   

Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А. Индекс потребительских настроений. Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005). С ней также можно ознакомиться в публикациях ФОМа.   

Людмила Преснякова

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ