• к-Темы
  • 02.12.20

Индекс потребительских настроений: ноябрь

Что происходило с ИПН и его составляющими

В ноябре индексы потребительских настроений россиян продолжили снижаться, причем по сравнению с предыдущим месяцем – значительно. ИПН достиг уровня, сопоставимого с уровнем весны 2016 года (81 пункт). Настроения россиян ухудшаются на фоне разворачивающей пандемии.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России. 

Потребительские настроения россиян в ноябре продолжили ухудшаться, причем снижение показателей оказалось еще сильнее, чем в октябре. Индекс потребительских настроений упал на 6 пунктов, до 81 пункта. По сравнению с допандемическим уровнем (на начало марта) наблюдается снижение на 15 пунктов, с показателем годовой давности – на 16 пунктов. Этот уровень ИПН соответствует марту – апрелю 2016 года (еще ниже, 78 и 79 пунктов, он был только в марте и феврале 2015 года соответственно).

Индекс ожиданий хотя и остается чуть выше (84 пункта), чем индекс текущих оценок (76 пунктов), но снизился сильнее (на 7 пунктов против 4 пунктов по индексу оценок).

Самые негативные изменения коснулись индексов ожиданий относительно перспектив экономики в ближайший год (снижение на 10 пунктов, до 74 пунктов) и ожиданий изменения личного материального положения (снижение на 7 пунктов, до 89 пунктов). Очевидно, беспокойство людей об экономическом будущем – своем и страны – усиливается на фоне набирающей обороты новой волны пандемии.

Индекс оценки материального положения снизился на 3 пункта (до 73 пунктов), крупных покупок – на 4 пункта (до 79 пунктов), перспектив экономики через пять лет – на 3 пункта (до 91 пункта). Последнее – незначительно снижение – говорит о том, что россияне в среднесрочной перспективе настроены более оптимистично.

Однако потребительские настроения сказываются на спросе и тратах населения. Люди не спешат (а зачастую и не могут) расставаться с деньгами в условиях неопределенности и ухудшения материального положения: по данным проекта Сбериндексы, потребительские расходы продолжают оставаться ниже аналогичного показателя прошлого года на 7–9%.

___________________

Источник данных: 

1–93-я волны опроса «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения» (метод - интервью по месту жительства в режиме «face-to-face»), выполненных по заказу Банка России. В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,3%. 

_____

Индекс потребительских настроений (ИПН) – комплексный показатель, отражающий экономические настроения населения, строится по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университетеОн демонстрирует, как потребители оценивают ситуацию в экономике и изменение своего уровня жизни, а также их ожидания, связанные с данными показателями в будущем. ИПН позволяет прогнозировать изменение потребительского спроса и, как следствие, экономический рост. Его значения в позитивной зоне (более 100 баллов) отражают уверенность потребителей и их готовность тратить деньги, в негативной зоне (менее 100 баллов) свидетельствуют об ухудшении ситуации в экономике.   

Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А. Индекс потребительских настроений. Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005). С ней также можно ознакомиться в публикациях ФОМ.   

Людмила Преснякова

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ