• к-Темы
  • 07.12.21

Индекс потребительских настроений: ноябрь 2021 года

Изменение ИПН и его составляющих

В ноябре потребительские настроения россиян продолжили ухудшаться: Индекс потребительских настроений снизился на 4 пункта, составив 84 пункта. Из частных компонент ИПН сильнее всего, на 7 пунктов, упал индекс оценки перспектив развития страны в ближайший год (до 87), а индекс крупных покупок обновил минимальное значение с начала пандемии, опустившись до 76 пунктов.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России. 

Потребительские настроения в ноябре ухудшились. Основной причиной падения Индекса потребительских настроений (ИПН) и его компонент, судя по всему, стал продолжающийся рост уровней заболеваемости и смертности от коронавируса и связанные с этим ограничительные меры, в том числе нерабочие дни, введенные во всей стране как раз в период проведения опроса.

Значение ИПН снизилось на 4 пункта, до 84 пунктов (за все время пандемии этот показатель был ниже только в ноябре – декабре 2020 года).

Из составляющих ИПН сильнее всего, на 7 пунктов, до 87 пунктов, упал индекс оценки перспектив развития страны в ближайший год. Две другие компоненты, на основе которых рассчитывается субиндекс ожиданий, снизились не столь сильно: индекс ожиданий в пятилетней перспективе – на 2 пункта (до 91), индекс ожиданий изменения личного материального положения в ближайший год – на 3 пункта (до 92). В результате субиндекс ожиданий упал на 4 пункта (до 90 пунктов).

Субиндекс текущего состояния уменьшился на 5 пунктов (до 75). Это произошло за счет снижения на 5 пунктов индекса крупных покупок (до 76 – это показатель, обновивший минимум с начала пандемии) и на 4 пункта индекса оценки изменения личного материального положения за последний год (до 74).

Все перечисленные показатели потребительских настроений находятся в негативной зоне.

Индикаторы покупательского поведения россиян в ноябре тоже ухудшились. Доля совершавших какие-либо крупные расходы упала на 6 п. п., до 52%. Такое заметное изменение может быть обусловлено не только происходящим второй месяц подряд ухудшением потребительских настроений и сохраняющейся высокой инфляцией, но и сезонным охлаждением спроса: население активно тратило деньги на летние отпуска и подготовку детей к школе. В какой-то степени на ответах сказался и локдаун в начале ноября, когда многие магазины были закрыты и люди физически были ограничены в покупках, что подтверждается и падением в этот период Индекса потребительской активности, рассчитываемого Лабораторией СберИндекс. Доли совершавших практически все типы крупных расходов, о которых мы спрашиваем, снизились, но изменения не превысили статистической погрешности.

_______

*Приведены варианты ответов, набравшие в последнем опросе 6% и более.

________________

Источник данных: 1–105-я волны исследования «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненного по заказу Банка России. Метод опроса  интервью по месту жительства в режиме face-to-face. В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,3%.

______

Данные для графиков взяты с листа «Данные за все годы» таблицы по 105-му опросу населения (выполненного ООО «инФОМ» в ноябре 2021 года по заказу Банка России), опубликованной на сайте Банка России в разделе «Инфляционные ожидания» в рубрике «Статистические данные». Дата обращения: 1 декабря 2021 года.

Ссылка для скачивания http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/39355/stat_Infl_exp_21-11.xlsx

______

Индекс потребительских настроений (ИПН) – комплексный показатель, отражающий экономические настроения населения, строится по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университете. Он демонстрирует, как потребители оценивают ситуацию в экономике и изменение своего уровня жизни, а также их ожидания, связанные с данными показателями в будущем. ИПН позволяет прогнозировать изменение потребительского спроса и, как следствие, экономический рост. Его значения в позитивной зоне (более 100 баллов) отражают уверенность потребителей и их готовность тратить деньги, в негативной зоне (менее 100 баллов) – свидетельствуют об ухудшении ситуации в экономике. 

Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (Ибрагимова Д. Х., Николаенко С. А. Индекс потребительских настроений. Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005). С ней также можно ознакомиться в публикациях ФОМа.

Наталья Гашенина

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ