С каким настроем предприниматели подошли к кризису? Как оценивали свой потенциал и перспективы на 2020 год?
Бизнес – как спорт: чтобы взять новую высоту или закрепить достижения, предпринимателю нужны и мотивация, и уверенность в себе, и настрой на победу. Но как надеяться на лучшее, когда привычный мир вокруг начинает рушиться, а правила игры больше не соблюдаются? Мы продолжаем цикл публикаций о том, как малый бизнес переживал пандемию, и теперь рассказываем об эмоциях, с которыми предприниматели входили в период коронавирусных ограничений.
«В июне 2020 года межрегиональная исследовательская группа, объединившая 24 независимых социологических центра, включая ФОМ, провела исследование малого бизнеса во время пандемии «Краш-тест малого бизнеса». В тот период на большей части страны действовали строгие ограничительные меры. Исследователи, используя дистанционные методы – онлайн-фокус-группы и глубокие онлайн-интервью, – опросили 109 предпринимателей из 22 регионов и 30 наиболее пострадавших от коронавируса отраслей».
Перед новогодними праздниками большинство участников исследования смотрели в будущее с оптимизмом, были заряжены на успех. Кто-то благополучно закрыл год и радовался достигнутым показателям, кто-то ожидал сезонного увеличения спроса на свои товары или услуги, кто-то праздновал победу над конкурентами.
Начинающие предприниматели готовились засучить рукава, а те, чей бизнес находился перед Новым годом в стадии зрелости, ощущали удовлетворение от проделанной работы (пусть вперемешку с усталостью), чувствовали уверенность в своих силах и предвкушали радость от взятия новых бизнес-высот в 2020 году.
Сдержанный оптимизм разделяли те, чьи дела шли пусть и без взрывных достижений, но стабильно: в конце календарного года компании обычно подводят итоги, и поводом для хорошего настроения часто становится уже сама возможность продолжать работать и развивать свое дело. Однако даже небольшие победы завоевываются упорным трудом.
Конечно, не все участники фокус-групп были довольны объективным состоянием своего бизнеса: неурядицы в делах и потеря мотивации иногда случаются почти у каждого предпринимателя. Наиболее пессимистичный настрой был у бизнесменов, которые еще в конце 2019 года ощутили сокращение спроса и предсказывали дальнейшее снижение покупательской способности у потребителей их продукции.
Регионы входили в карантин на фоне спокойной эпидемиологической ситуации – в большинстве из них вообще не было заболевших. Наступила весна, все готовились к активному спросу, особенно туристические компании, которые уже вовсю работали над продажами туров летнего сезона.
Некоторые предприниматели, впрочем, отмечали, что кризис начался еще до объявления режима самоизоляции, в середине марта. Событийный и ресторанный бизнесы одними из первых ощутили на себе последствия режима изоляции – они вынуждены были приостановить деятельность, не будучи к этому готовы.
Режим самоизоляции стал началом кризиса, который проявился в каких-то бизнесах раньше, а в каких-то – позже. Некоторые участники исследования ожидали именно такого развития событий, они быстро сориентировались в ситуации: просматривали новости, наблюдали за динамикой пандемии за границей, и поэтому у них не было иллюзий по поводу продолжительности эпидемии и серьезности ее последствий.
Но для большинства объявление режима самоизоляции стало неожиданностью, вызвало шок. Хотя информации о пандемии становилось все больше, некоторые страны начали вводить ограничительные меры, а в ряде отраслей наблюдался явный спад (общепит, развлечения), информантам не верилось, что болезнь пришла и в Россию. Казалось, что режим изоляции обернется лишь небольшим отпуском недели на две, а потом все вернутся к работе.
Однако довольно скоро начала происходить переоценка ситуации. Стало понятно, что ограничения – это надолго, что бизнес не удастся удержать на плаву простой оптимизацией затрат. Как жить дальше, как действовать? Неопределенность стала одной из главных причин стресса у всех информантов.
Еще одним важным вектором настроений была тревожность. Отметим: некоторые участники исследования открыто говорили, что пережили глубокий стресс и вынуждены были принимать антидепрессанты, чтобы преодолеть страх и исправить ситуацию, выплачивать кредиты, ипотеку, кормить детей.
На вопрос модератора фокус-групп «Что вы почувствовали, когда был объявлен режим самоизоляции?» многие информанты отвечали, что это было ожидание: они замерли, ловили новую информацию, активно переписывались с друзьями и коллегами из других городов и стран.
В эмоциональном восприятии ситуации с эпидемией коронавируса действия государственных органов и чиновников, безусловно, сыграли ключевую роль. Представители бизнеса рассчитывали, что в чрезвычайной ситуации, в период действия обстоятельств непреодолимой силы государство продемонстрирует готовность взять на себя бóльшую ответственность за происходящее.
Участники фокус-групп практически не высказывали комплементарных суждений в отношении российских властей – наоборот, они напрямую связывали свою повышенную тревожность с растерянностью властей и отсутствием четкой стратегии действий. Складывалось впечатление, что никто не понимает, как действовать дальше.
Первые эмоциональные реакции предпринимателей на введение режима самоизоляции были самыми сильными. Участники исследования говорили, что понимание ситуации пришло не сразу. При этом они довольно быстро сориентировались по направлениям оптимизации бизнеса, наметили план действий, перестроились. Но переход к адаптации не означает, что эмоциональный фон стал нейтральным. На момент проведения исследования (через два месяца после введения режима самоизоляции) предприниматели продолжали испытывать разные эмоции. Возможно, эти эмоции перестали быть такими яркими, «экстремальными», как в начале, зато они проживались в течение более длительного времени и оказали больший эффект и на поведение предпринимателей, и на их настроение в момент выхода из самоизоляции. О том, каким оно было в последний месяц перед отменой коронавирусных ограничений, мы расскажем в следующем материале.
Узнайте больше подробностей в полной версии аналитического доклада «Краш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии»