«Корпорации и пандемия: взгляд ФОМа и экспертов»

Сессия началась с представления основных результатов работы команды направления «Корпорации и пандемия». В свою очередь, бизнесмены – представители индустрий красоты, гостеприимства, образования и других – рассказали, как им удалось не только сохранить бизнес, но и улучшить его, то есть проявить антихрупкость.

Команда направления «Корпорации и пандемия»:

Елена Серафимовна Петренко – к. ф. н., директор по науке ФОМ

Юлия Кот – руководитель проектов ФОМ

Екатерина Богомолова – руководитель исследовательских и образовательных проектов ФОМ

Екатерина Никифорова – старший специалист ФОМ

_______

Первым спикером со стороны представителей бизнеса стала Анна Габер, генеральный директор «Агентства ЭйДжи». Во время пандемии она запустила социальный проект MICE Backstage. В своем выступлении Анна Габер рассказала, как создание сообщества способствовало адаптации бизнеса к новым условиям.

Анна Габер, «Агентство ЭйДжи»: «Наш проект – это социальный проект, который был создан на волонтерских основах в апреле прошлого года по инициативе 10 бизнесменов – женщин из 10 стран. Изначально у нас была идея поддержать друг друга. Мы открыли группу в Facebook и стали приглашать туда своих коллег. При этом мы придумали слоган: «Вместе сильнее». На данный момент в сообществе – 4,5 тыс. человек – русскоговорящие эксперты из индустрий туризма и организации мероприятий. Мы хотели заполнить информационный вакуум, ведь мы не знали, что происходит в чужих бизнесах, не понимали, что происходит в других странах, у нас не было конференций, встреч, поездок. И эта площадка в Facebook стала местом для поддержки друг друга.

Мы сразу начали делать собственный контент: приглашали психологов, карьерных консультантов в эфир. В 2021 году в сообществе появились образовательные эфиры. Мы запустили ряд эфиров для регионов России, любой может зайти и посмотреть эти материалы. Мы также объединяем всех наших коллег, живущих в странах СНГ: Украине, Белоруссии, Казахстане и других».

Смотреть полное выступление Анны Габер:

Сюжет по итогам интервью с Анной Габер:

_______

Светлана Раца, владелица бизнес-отеля «Евразия» и ресторана корпоративного питания «Ближе к делу» рассказала о внутренних и внешних изменениях в бизнесе в условиях пандемии.

Светлана Раца, бизнес-отель «Евразия»: «В Тюмени базируются штаб-квартиры нефтегазовых добывающих компаний, поэтому у нас началось сотрудничество с ними по размещению сотрудников перед отправкой на месторождение. Перед ними стояла задача – не завезти инфекцию на месторождение. Мы достаточно сильно изменили наш продукт. Мы временно размещали людей, которым необходима изоляция, кормили их в номерах. Это предполагало плотное сотрудничество с Роспотребнадзором по соблюдению всех процедур. В таком режиме мы существовали до 1 мая 2021 года. 1 мая мы начали работать в прежнем режиме. Что это потребовало от коллектива? Адаптивности, сотрудничества с органами власти, с которыми мы раньше вообще никак не соприкасались. Мы научились быстро подстраивать свои бизнес-процессы под новые условия».

Смотреть полное выступление Светланы Раца:

Сюжет по итогам интервью со Светланой Раца:

_______

Ирина Гильдебрандт, директор направления социально-экономических исследований НАФИ, отметила, что, по их данным, у 76% опрошенных предпринимателей во время пандемии уменьшились объемы выручки. Чтобы компенсировать потери, многие бизнесмены сокращали издержки, в частности штат и зарплаты. При этом пандемия не повлияла на желание россиян заниматься бизнесом: 78% предпринимателей заявили, что не жалеют о выбранном пути.

Результаты исследований НАФИ, посвященных бизнесу в условиях пандемии:

  • 76% предпринимателей сообщили о снижении выручки;
  • 73% предприятий нуждались в государственной поддержке;
  • 51% предпринимателей получил дополнительное образование;
  • 46% предприятий переводили сотрудников на удаленный формат работы;
  • 78% предпринимателей не жалеют о выборе профессионального пути;
  • 80% россиян положительно относятся к предпринимательству (+3 п. п. за год);
  • 29% граждан готовы попробовать себя в предпринимательстве.

Ирина Гильдебрандт отметила, что время пандемии стало для исследователей уникальным.

Ирина Гильдебрандт, НАФИ: «Нужно изучить этот феномен, это явление со всех сторон и проанализировать, как этот кризис отражается на самых разных сферах жизни».

Смотреть полное выступление Ирины Гильдебрандт:

_______

Оксана Селендеева, основатель международной школы программирования для детей Coddy, отметила, что 2020 год стал годом трансформации, кризис помог понять, чего не хватает руководителям, чтобы «стать лучшей версией себя».

Оксана Селендеева, школа программирования Coddy: «Мне нравится понятие «самоуверенность», потому что, обладая ей, руководитель в любых обстоятельствах может подняться с психологического дна. Мне кажется, первое, что должен делать предприниматель или руководитель компании: продолжать не просто думать о будущем, а немножко предвосхищать события. Когда ты живешь в условиях неопределенности, тебе приходится постоянно учиться. И ты никогда не знаешь, справишься ты с этой задачей или нет. Ты во всем должен разбираться и понимать, как транслировать команде те или иные задачи. Благодаря той ситуации, которая сложилась во всем мире, мы смогли понять, чего нам не хватает для того, чтобы быть лучшей версией себя. Но нельзя что-то изменить в одиночку, нужны преданные люди, которым ты доверяешь, которые делают свою работу не ради галочки».

Смотреть полное выступление Оксаны Селендеевой:

Сюжет по итогам интервью с Оксаной Селендеевой:

_______

Мария Шакова, консультант международного уровня в области стратегии, коммерции и инноваций, совладелица салона красоты Martori, в свою очередь, отметила, что кризисы являются неотъемлемой частью жизни общества. И текущий кризис побудил многих не только перестроить бизнес, но и пересмотреть жизненные ценности. Например, он заставил задуматься о важности поддержки, партнерства в семье и коллективе. По словам Марии Шаковой, для того чтобы успешно адаптироваться, у бизнесмена должны быть гибкая психика, дух предпринимательства и желание постоянно совершенствоваться.

Смотреть полное выступление Марии Шаковой:

Сюжет по итогам интервью с Марией Шаковой:

_______

Юлия Ермоленко, директор по развитию исследовательско-консалтинговой компании IFORS, подчеркнула, что пандемия – удивительное время, которое нужно изучать и фиксировать результаты. Она добавила, что коронакризис еще раз напомнил предпринимателям о важности человеческого ресурса. По мнению Юлии Ермоленко, наиболее высокую адаптивность во время коронакризиса проявили те бизнесы, которые принимали нестандартные решения.

Смотреть полное выступление Юлии Ермоленко:

_______

Инна Пехова, генеральный директор Venedi Hotel Group и вице-президент Национального туристического союза, рассказала, как выживали отели во время кризиса, какие изменения в гостиничном бизнесе вызвала пандемия, а также об особенностях работы стартапа в новых условиях.

Инна Пехова, Venedi Hotel Group: «Один из самых главных элементов антихрупкости – доверительные отношения с партнером, умение сотрудничать и находить коллаборации. Еще один важный фактор адаптации бизнеса в кризис – дух лидерства, дух, который дает всем стимул и мотивацию для новых свершений».

Смотреть полное выступление Инны Пеховой:

Сюжет по итогам интервью с Инной Пеховой:

_______

Павел Степанцов, ведущий социолог Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, и Владимир Картавцев, директор Центра прикладных и полевых исследований Института исследований культуры НИУ ВШЭ, в своем докладе рассказали об экономических последствиях пандемии и новых стратегиях бизнеса, в частности о том, как усилилась цифровизация компаний.

По словам Павла Степанцова, чтобы удержать бизнес на плаву, предприниматели либо искали новые способы получения дохода, либо оптимизировали внутренние бизнес-процессы. Причем перестройка процессов коснулась и цифровых сервисов, которые значительно расширились во время пандемии.

Стратегии бизнеса в пандемию

  • Интенсивная. Ее сторонники ориентированы на качественные изменения внутри организации: привлечение квалифицированных специалистов, цифровую трансформацию, повышение продуктивности и контролируемости управленческих процессов. Предполагает работу в ранее выбранной сфере, но с кардинальными внутренними преобразованиями.
  • Экстенсивная. Эта стратегия нацелена на преодоления кризиса путем расширения (выхода на новые рынки), диверсификации (нахождения новых источников дохода), оптимизации (снижения расходов на сырье), повышения капитализации (привлечения инвесторов). Те, кто ей следует, стремятся избегать снижения цен на свою продукцию или услуги.
  • Адаптивная. Предполагается выживание в первую очередь за счет ценовой политики: удешевление товара (возможно, посредством коллаборации с другими бизнесами). Одна из базовых позиций – не брать кредит или деньги в долг.
  • Консервативная. Опорные установки – ничего не менять, качественно не трансформироваться, сокращать расходы, при необходимости увольнять сотрудников, брать деньги в долг или кредитоваться. В конечном счете – затянуть пояса, затаить дыхание и надеяться, что кредиты удастся вернуть, когда экономическая обстановка, если и не вернется «в норму», то станет более предсказуемой. Последователи консервативной стратегии, как правило, не рассчитывают на помощь государства.
  • Дотационная. Расчет на то, что удастся получить внешнюю помощь, воспользоваться мерами господдержки. В остальном предпочтительно ничего не делать, но постараться при этом сохранить кадры, не нанимать новых сотрудников.

Смотреть полное выступление Павла Степанцова и Владимира Картавцева:

После всех выступлений команда направления «Корпорации и пандемия» ответила на вопросы и подвела итоги сессии. Так, по мнению экспертов, коронакризис окажет оздоровительный эффект на экономику: неэффективные бизнесы либо закроются, либо перестроятся. При этом запрос на высокую адаптивность коснется не только компаний, но и их сотрудников: на рынке труда будут востребованы специалисты, которые способны быстро осваивать новые навыки.

Екатерина Богомолова

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ