• к-Дайджесты
  • 04.09.20

Культурная жизнь. Как музеи пережили пандемию

На сколько сократится доход учреждений культуры из-за карантина, почему закрываются частые музеи и зачем нужны артефакты времен пандемии

Музеи катастрофически теряют доход

В марте из-за пандемии коронавируса закрылись подведомственные Министерству культуры музеи, театры, филармонии и цирки. В Москве музеи открылись только 16 июня, после отмены цифровых пропусков, а правила их посещения сильно изменились. Теперь для посещения музея нужно иметь купленный заранее электронный билет, проход в музеи осуществляется по расписанию, а число билетов на сеанс ограничено. Кроме того, учреждения культуры лишились доходов от иностранных туристов.

Больше всего, как следует из материалов Федерального казначейства, недополучит столичный Мемориальный музей космонавтики. В январе 2020 года руководство музея планировало выручить от оказания платных услуг в рамках уставной деятельности 169 млн руб. Однако на конец июня этот показатель составил всего 50,5 млн руб. Таким образом, ожидаемый доход музея снизится на 70% по сравнению с изначально запланированным.

В Государственном историческом музее в июле было продано только 28,6 тыс. билетов, это всего лишь 20% от посещаемости год назад. Доходы от продажи билетов составили 7,2 млн руб., или только 12% от доходов аналогичного периода прошлого года. У «Петергофа» в июле посещаемость упала на 71% по сравнению с прошлым годом: сейчас для посетителей открыты только парки, 32 музея музея-заповедника закрыты. В результате доходы музея снизились на 80%.

Подробнее о доходах других учреждений культуры читайте в материале «Музеи и театры раскрыли данные о потерях из-за простоя во время пандемии».

Частные музеи ждет печальная судьба

Частные музеи не могут рассчитывать на финансовую поддержку государства во время пандемии, хотя пострадали от нее не меньше. Дело в том, что на эту помощь могут претендовать только те музеи, которые имеют статус некоммерческой организации. А многие частные галереи в России не прошли подобную процедуру регистрации и на деле по своему юридическому статусу являются, например, ООО или ИП. Директор Ассоциации частных музеев Алексей Шабуров в середине июле предсказал, что по этой причине пандемию могут не пережить около 30% музеев в России.

Небольшие частные музеи в Москве массово закрывались во время самоизоляции, потому что не могли платить аренду. Вынужденный простой может привести к исчезновению целого пласта особых выставочных пространств, за каждым из которых стоит уникальная история, обычно связанная с семейное реликвией или желанием потомков продолжать и показывать коллекцию, которую начали собирать их предки. Яркий пример – Музей утюга. Он берет свое начало в 1915 году, когда известный аптекарь Российской империи Владимир Феррейн привез своему другу в подарок электрический утюг – в то время вещь уникальную и статусную. Потомок ее обладателя решил продолжить коллекцию и за 20 лет собрал полторы тысячи экземпляров, которые включают такие причудливые устройства, как, например, утюги для носков и шапок. Открылся этот музей в июне 2019 года, его создатели планировали, что после «мертвого сезона» – осени и зимы – пространство начнет работать на полную, но весной пришла пандемия. Дальнейшая судьба музея неясна.

Прочитать о проблемах частных музеев вы можете в материале «Пандемию мы не пережили». 

Музеи собирают артефакты времен пандемии

Музеи и университеты Германии задумались о важности документирования изменений, вызванных пандемией, и решили создать летопись «новой нормальности». Они обратились к людям с просьбой помочь собрать различные артефакты – фото и видео, а также атрибуты, появившиеся в обиходе только благодаря коронавирусу.

Так, в Музей Вены прислали вязаную игрушку в форме коронавируса. Директор музея Матти Бунцль считает это важным знаком: в наше время у людей намного больше информации о природе и особенностях вируса, чем, скажем, было у людей во время эпидемий чумы, поэтому не происходит демонизации образа коронавируса. Это уже не «черная смерть», поэтому его можно облечь в забавную и не пугающую форму игрушки.

Научный сотрудник Кельнского городского музея Рита Вагнер рассказывает, что первым артефактом коллекции стал инициированный городскими властями информационный листок с руководством по борьбе с распространением коронавируса. 

Узнать больше о коллекциях атрибутов новой повседневности вы можете в материале «Коронавирус – в архив! Музеи собирают артефакты времен пандемии». 

Ася Свешникова, Алина Соболевская

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ