• к-Дайджесты
  • 25.01.21

С точки зрения коронавируса

Что общего и различного между коронавирусом и СПИДом и почему социологи должны занять точку зрения ковида

С начала пандемии не было недостатка в комментариях экспертов и специалистов в самых разных областях. Не остались в стороне и социальные ученые. База научной периодики издательства Elsevier насчитывает свыше 1400 статьей, в заглавии которых используется «СOVID-19» (27.12.2020), – это результаты поиска в предметном поле «социальные науки». На страницах научных журналов, в интернет-блогах и разных СМИ исследователи в социологии и смежных дисциплинах не ограничивались экспертизой, но также делились личными переживаниями – в каком-то смысле пандемия как глобальное бедствие отменила или сделала проницаемыми недавно тщательно оберегаемые границы между профессиональными и частными высказываниями.

Комментируя последствия пандемии, социологи, прежде всего, указывают на такие проблемы как усиление разных форм неравенства, возрастание роли государственного регулирования, обострение кризиса систем здравоохранения, разрушение повседневных порядков в сфере труда и занятости, семейных и межличностных отношений.

Социологическая риторика по поводу ковида, главным образом, сводится к трем вопросам, которые волнуют ученых и исследователей: что происходит? Что именно и как исследовать? Что будет дальше?

В разделе «к-Дайджесты» мы рассказываем, как крупные мировые социологи и другие социальные ученые реагируют на вызовы пандемии. Их наблюдения дают представления о чертах той формующейся исследовательской повестки, которая стремится понять последствия текущего кризиса.

Выбор мнений и их авторов по большому счету произвольный и может быть объяснен лишь признанным авторитетом цитируемых имен, отчасти их субдисциплинарной «близостью» к предмету обсуждения, оригинальностью высказываемых идей в одних случаях и репрезентативностью идей в других.

На пути к «ковидному обществу»

Профессор факультета искусств и социальных наук Университета Нового Южного Уэльса (Сидней, Австралия)

Научные работы Деборы Лаптон охватывают широкий круг интересов, среди которых социокультурная проблематика веса. В 2021 году вышло русское издание книги Деборы Лаптон «Жирные». Это первый перевод работы австралийской исследовательницы на русский.

Профессор Дебора Лаптон – возможно, самый плодовитый современный исследователь в социологии здоровья и антропологии медицины. Разумеется, она активно включилась в обсуждение последствий пандемии. Инициированные ею проекты стали важным источником их социологической рефлексии. Дебора Лаптон выступила автором и соавтором научных статей о последствиях коронавируса, а также высказывалась на эту тему в своем блоге.

Она также инициировала специальный выпуск журнала Health Sociology Review, посвященный социологическим аспектам коронавируса1. Дебора Лаптон – одна из соавторов брошюры «12 перспектив пандемии. 12 международных лидеров общественного мнения размышляют о пандемии», опубликованной международным издательством De Gruyter. Недавно вышла книга под редакцией Деборы Лаптон и ее коллеги Карен Уиллис «Кризис COVID-19. Социальные перспективы» (2021), охватывающая различные аспекты пандемии в международном контексте. Дебора Лаптон совместно с коллегами составила тематическую карту публикаций о социологических аспектах COVID-19. Она также вела таймлайн эпидемии коронавируса в Австралии (31 декабря 2019 – 12 августа 2020). Кроме того, выступила инициатором создания краудсорсингового ресурса «Делая поле в условиях пандемии», где размещаются публикации по актуальным вопросам качественных исследований. С помощью этого ресурса Дебора Лаптон ищет ответы на вопрос, как проводить полевые исследования в условиях изоляции. Также она проводит оперативные методические веб-семинары в YouTube.

Дебора Лаптон считает, что долгосрочные эффекты разразившегося кризиса позволяют сказать, что мы живем в «Ковидном обществе» (Covid Society)2. Повседневная жизнь людей расстроена: школы и офис закрыты, многие потеряли работу, домашняя жизнь стала заточением; при этом многие люди оказались отрезаны от привычного общения лицом к лицу; и, конечно, все переживают за себя и своих близких.

Исследовательница обращает внимание на сходства и различия между текущей пандемией, эпидемией СПИДа и «эпидемией» ожирения. Во-первых, все три кризиса носят глобальный характер и получили широкое освещение в мировых медиа. Во-вторых, они породили новые социальные идентификации – «группы риска» и «опасных» со всеми вытекающими в виде стигматизации, маргинализации, шельмования. В-третьих, они схожи их политическими проявлениями – новыми требованиями властных групп к поведению в общественных местах и сопротивлением им со стороны части населения. Отличие COVID-19 – в стремительном расширении его влияния за пределы сферы здоровья как таковой. Другое отличие – в экономических и социальных последствиях: введение ограничительных мер и локдауна во многих странах практически одномоментно столкнули миллионы людей в разных частях мира с финансовыми рисками, многие стали безработными. Еще одно отличие связано с беспрецедентной ролью цифровых медиа и устройств в контексте развития интернета: с одной стороны, в ходе пандемии медиа распространили много недостоверной и противоречивой информации, вызывающей панику и недоверие у людей, а с другой – помогли справиться с физической изоляцией, соединяя «разлученных».

Дебора Лаптон говорит, что социальные ученые должны детально рассмотреть жизненный опыт людей в условиях пандемии, меры стран по преодолению кризиса, многочисленные социальные последствия – как преходящие, так и те, что станут частью постковидного мира. Исследования помогут понять, какие политические меры борьбы с ковидом наиболее эффективны.

Социология для коронавируса

Рэйвин Коннелл – всемирно известная феминистская исследовательница. На русский переведена ее работа «Гендер и власть».

Почетный профессор Сиднейского университета

Другая известная исследовательница Рэйвин Коннелл считает, что социология в условиях текущего кризиса демонстрирует бессилие – знакомые социологические теории и методология не соответствуют уникальности исторического момента3. Социология катастрофы изучает бедствия постфактум, чтобы можно было лучше контролировать чрезвычайные ситуации, а не разворачивающиеся бедствия.

Кроме того, как отмечает Рэйвин Коннелл, социологи ведут дискуссии в основном с социологами, что ограничивает возможный вклад социологии в развитие социально-политических программ борьбы с последствиями коронавируса. Каждая субдисциплина внутри социологии стремится показать релевантность своих конвенциональных идей в обсуждении коронавируса. Так новая аналитическая оптика не может возникнуть.

Рэйвин Коннелл призывает развивать такую социологию, которая будет адекватна такому явлению как COVID-19. Чтобы достичь этой цели, она предлагает нетривиальный шаг: занять точку зрения вируса. Что это значит? Ответ исследовательницы далек от конкретики: практиковать социологию, способную теоретизировать конъюнктуру в ее развитии. «Если удастся разработать социологию, адекватную COVID-19, вероятно, это заставит нас вырваться за пределы нынешних правил социологического метода», – говорит Рэйвин Коннелл.

Австралийская исследовательница признает, что не может предложить более ясного пути для социологов, но и не видит никого, кто бы мог. «Короче говоря, нам нужно более творчески осмыслять новые структуры власти, средства изменений и способы организации. Не в последнюю очередь мы должны думать о формах социальной жизни, которые будут практичными, гуманными и стойкими перед будущими кризисами, столь же масштабными как ковид. А их будет только больше»4.

___________________

1 Health Sociology Review, Volume 29, Issue 2 (2020).

2 Lapton D. The Need for Urgent Social Research in a Covid-19 Society. In: A De Gruyter Social Sciences Pamphlet, 12 Perspectives on the Pandemic. Berlin: De Gruyter. URL: https://www.degruyter.com/fileasset/craft/media/doc/DG_12perspectives_socialsciences.pdf

3 Connell R. COVID-19/Sociology. Journal of Sociology 2020, Vol. 56, Iss. 4, p. 745–751.

4 Ibid., p. 750.

Радик Садыков

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ