Какие дома выбирали москвичи для самоизоляции, почему склады стали так популярны и как застройщики теперь продают квартиры
Москвичи интересуются загородной недвижимостью и домами из коробки
Режим самоизоляции спровоцировал небывалый спрос на аренду загородных домов в ближайшем Подмосковье. Владельцы коттеджей и строительные компании, которые предлагают возвести дом у леса под ключ, за несколько недель получили выручку в десятки миллионов рублей.
Основатель сети подмосковных коттеджей Luxury Cottage Константин Курепин из-за карантина потерял 95% выручки недавно открытого им ресторана Lucos в Лобне. Зато неожиданно появился спрос на все 14 его коттеджей – ранее их бронировали только посуточно, но после первого обращения президента Владимира Путина к россиянам по поводу коронавируса, их заняли до июля. Только за апрель Константин Курепин выручил 1,4 млн рублей и получил порядка 800 000 рублей прибыли. Изменилась и целевая аудитория, говорит предприниматель. Если прежде Luxury Cottage ориентировался на «устойчивый средний класс», то сейчас основными клиентами сети стали «состоятельные люди с квартирами в центре», которые ищут загородные дома для самоизоляции.
С начала апреля увеличились и заказы на строительство быстровозводимого жилья под ключ. Компания «ДубльДом» разрабатывает и собирает типовые одноэтажные модульные дома из готовых деревянных блоков с утеплителем, панорамными окнами и минималистичным интерьером внутри, а затем либо сдает их в аренду, либо продает частным или корпоративным клиентам. Такие дома можно сдать в эксплуатацию уже через четыре месяца, в отличие от обычных капитальных. В апреле с запросами на модульные дома пришли и те, кто ждал возобновления работы компании с конца марта, и те, кто понял, то самоизоляция продлится долго. Всего за месяц и первую неделю мая «ДубльДом» продал порядка 30 построек и выручил больше 80 млн рублей.
Больше историй предпринимателей из сферы недвижимости вы найдете в материале «Вирус уйдет, а боязнь города останется»: как пандемия обогатила владельцев подмосковной недвижимости».
В неожиданном плюсе от пандемии оказались операторы складов временного хранения: вещи к ним перевезли и предприниматели, оставшиеся с большим запасом товара, и запертые в самоизоляции граждане. В результате склады на фоне коронакризиса смогли увеличить выручку на 10–20%.
Руководитель склада индивидуального хранения Prostor в Санкт-Петербурге Сергей Журавлев говорит, что продажи в апреле увеличились на 15% по отношению к марту, и это довольно необычно для периода пандемии. Его компания, которая в июне ожидает открытия третьей очереди и расширения с 2500 до 5500 кв. м, – лишь один из представителей рынка, неожиданно выигравшего от кризиса. Рост выручки подтвердили и лидеры московского рынка, на которых в совокупности приходится около четверти таких складов в столице, – сервисы «Хоумсклад», «Сити-Бокс», «Кьюби» и «Чердак».
Среди клиентов, благодаря которым склады увеличили продажи своих услуг, – съехавшие из бизнес-центов арендаторы (в том числе те, кто планирует вернуться в офис, но сократить при этом площадь помещения), клининговые компании, ателье, перешедшие из офлайна в онлайн магазины и физлица. Последних к складскому сервису подтолкнул режим самоизоляции – люди начали делать ремонт, который долго откладывали. Сергей Журавлев говорит, что с начала апреля волна новых клиентов состояла из тех, кто засел дома и начал разбирать хлам. Однако есть и такие люди, кто из-за кризиса потерял работу в Москве или Петербурге, не смог оплачивать съемное жилье и был вынужден вернуться в родной город. Им пришлось сдать на склады целые «квартиры» и «комнаты», говорят участники рынка.
Но нельзя сказать, что склады временного хранения совсем не заметили кризис. О том, какие минусы отметили компании, читайте в материале «Квартиры на складах: какой бизнес на недвижимости вырос в период пандемии».
Самоизоляция привела к изменению формата продажи квартир. Прежде было необходимо поехать в банк, посетить нотариуса и офис продаж, поэтому онлайн-продажи казались чем-то нереалистичным. Но рынок волей-неволей перестроился. В конце марта была продана дистанционно первая квартира. Это стало возможным благодаря онлайн-платформе от концерна «Крост». Она позволяют купить квартиру не выходя из дома, в том числе и за счет встроенного онлайн-сервиса по заключению и регистрации договоров. Электронная цифровая подпись покупателя доступна дистанционно, а значит, в живом контакте нет необходимости.
Московские застройщики охотно пользуются возможностью продавать онлайн, а банки поддерживают их, дистанционно выдавая ипотеку. Число онлайн-заявок на жилищные кредиты выросло по стране на 20%. В столице и области 69% всех ипотечных заявок во время самоизоляции было оформлено дистанционно.
О прочих особенностях рынка недвижимости в период самоизоляции вы можете в материале «Кредиты, льготы, удаленка: что пандемия дала рынку недвижимости».