• к-Темы
  • 01.12.21

Пенсионеры: финансовые последствия пандемии

Как меняются доходы и практики экономии работающих и неработающих пенсионеров

В материале приводятся результаты ежедневных телефонных опросов к-Зонд, проводившихся 17 апреля – 20 сентября, 23–27 октября, 18–22 ноября, 23–27 декабря 2020 года, 21–25 января, 19–23 февраля, 19–23 марта, 19–23 апреля, 19–23 мая, 18–22 июня, 19–23 июля, 20–24 августа, 19–23 сентября и 19–23 октября 2021 года.

Российские пенсионеры переживали финансовые последствия пандемии лучше, чем население в целом. Однако работающие пенсионеры острее чувствовали «провалы» в доходах, нежели неработающие.

Пенсионеры оказались одной из наименее пострадавших от финансовых последствий пандемии социальных групп. Наличие фиксированных доходов в виде пенсии, ее индексация начале 2021 года и дополнительные выплаты в сентябре смягчали для них экономические удары коронакризиса. Поэтому вполне ожидаемо, что в этой группе доли жаловавшихся на снижение доходов и усиление экономии на протяжении всего исследуемого периода пандемии были обычно ниже, чем по населению в целом.

Однако, если внимательнее посмотреть на пенсионеров, которые продолжают работать, и тех, кто уже прекратил трудовую деятельность, можно увидеть некоторые различия. Работающие, казалось бы, изначально были в более выгодном положении, нежели неработающие: помимо стабильной пенсии они еще получали зарплату или выплаты по больничному. Увольнения мало касались этой группы, так как довольно значительная ее часть оказалась занята в государственном секторе. Однако удар пандемии по своим доходам они переживали острее, нежели неработающие пенсионеры.

Так, доля жаловавшихся на снижение доходов среди работающих пенсионеров в начале пандемии была лишь ненамного меньше, чем по населению в целом (в мае 2020 года 46% против 49% по населению). Столь высоким показатель среди них в начале пандемии был обусловлен потерями в зарплате на фоне отправки на карантин, в вынужденные отпуска и на больничные. В 2021 году этот показатель снизился и в октябре стал даже ниже уровня по населению в целом (34%). При этом работающие пенсионеры чувствовали себя в плане динамики своих доходов даже лучше работников по найму и работающих на себя, что связано с наличием гарантированных выплат в виде пенсии, не зависящих от изменения экономической ситуации на фоне пандемии. Однако, если сравнить их оценки с оценками неработающих пенсионеров, то можно заметить, что продолжающие свою трудовую деятельность пенсионеры острее ощущали негативную динамику доходов.

Так, среди неработающих пенсионеров доля жаловавшихся на потерю доходов всю пандемию менялась мало и в среднем держалась на уровне 26% (лишь изредка поднимаясь до 30% – как в декабре 2020 года) – с пенсиями в этот период ничего плохого не происходило (а с 2021 года их и вовсе немного повысили). Неработающие пенсионеры чаще старше, нежели работающие, финансовые потребности у них обычно скромнее, и, судя по всему, пенсия в целом обеспечивает их нужды. Работающие же, вероятно, сразу начинали чувствовать изменения в образе жизни на фоне сокращения доходов от трудовой деятельности, несмотря на наличие пенсии (которой, видимо, не хватает на удовлетворение их запросов).

Доля усиливших экономию в группе работающих пенсионеров также оставалась выше, чем среди неработающих. Так, в апреле 2020 года она составляла 38% (против 33% среди неработающих пенсионеров), до своего максимума (44%) дошла в октябре 2020 года (среди неработающих – 34%), а в сентябре 2021 года снизилась до 23% (среди неработающих – 31%). В октябре произошел новый рост – до 43%.

Среди неработающих пенсионеров доли усиливших экономию из-за пандемии первых максимумов достигали в декабре 2020 года – январе 2021 года: видимо, тогда эта группа впервые почувствовала на себе последствия уже не пандемии, а роста инфляции (в первую очередь продуктовой, наиболее чувствительной для этой категории населения). Индексация пенсии в начале года демпфировала это влияние, но ее эффект оказался краткосрочным – снова расти доля экономящих в этой группе стала с середины лета 2021 года, и к октябрю она достигла нового локального максимума: 38% (против 34% среди всего населения).

______

Приведены доли выбравших ответ «снизились» на вопрос «За время, прошедшее с начала эпидемии, ваши доходы, доходы вашей семьи выросли, снизились или не изменились?».

_______

Приведены доли выбравших ответ «больше» на вопрос «Вы, ваша семья сейчас стараетесь экономить, ограничивать траты больше, чем до эпидемии, меньше или в той же мере, что и раньше?».

________________

Источник данных 

Всероссийский опрос населения 18 лет и старше. С 17 апреля по 10 июля 2020 года ежедневно опрашивались 450 респондентов, далее – по 300 респондентов. Метод исследования: телефонный опрос. Данные с 17 апреля по 20 сентября 2020 года объединены помесячно, в остальные периоды – за пять дней. 

Людмила Преснякова

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ