• к-Темы
  • 15.06.21

Потребительские и финансовые стратегии на фоне пандемии

Как россияне меняли практики экономии, сбережений и потребления

Потребительское и финансовое поведение постепенно становится похожим на допандемическое. Так, доля респондентов, которых пандемия все еще вынуждала покупать товары по акциям и скидкам, снизилась с 30% в октябре 2020 года до 24% в мае 2021 года. Откладывающих деньги «на всякий случай» из-за пандемии также стало меньше: снижение с 17 до 13%. Самой распространенной стратегией приспособления к экономическим последствиям пандемии остается экономия. О сокращении покупок из-за пандемии в мае 2021 года сообщили 26% опрошенных, о необходимости приобретать более дешевые товары – 25%.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.

С начала пандемии потребительское и финансовое поведение россиян претерпевало изменения. В октябре 2020 года, когда беспокойство по поводу второй волны только начало нарастать, и в мае 2021 года мы выяснили, какие из этих изменений в поведении людей все еще сохранялись. Те или иные потребительские и финансовые стратегии из-за пандемии в октябре 2020 года использовали 64% опрошенных. К маю 2021 года их доля сократилась до 58%.

Экономия

Три наиболее часто упоминаемые стратегии относятся к экономии. Из-за пандемии 26% опрошенных пришлось сокращать покупки каких-либо товаров и продуктов. Об отказе от покупок, приобретении более дешевых, чем раньше, товаров сообщили 25%. Оба показателя практически не изменились с октября. Доля же тех, кто был вынужден покупать продукты и товары по акциям, скидкам и на распродажах, сократилась с 30 до 24% – это самое заметное изменение.

Две или сразу все три стратегии экономии чаще других называли малообеспеченные, люди, имеющие кредиты или долги физическим лицам, жители городов-миллионников (кроме Москвы). Женщины чаще выбирали стратегию покупки товаров по акциям и на распродажах (30%), безработные – покупку более дешевых, чем раньше, товаров (31%), не имеющие сбережений чаще сокращали какие-то покупки или совсем от них отказывались (31%).

Сбережения

Заметно реже упоминались стратегии сбережения. Откладывать деньги «на всякий случай» в октябре 2020 года приходилось 17% респондентов, а в мае 2021 года – 13%. Делать сбережения на долгосрочные цели продолжали в мае 6%, примерно столько же, сколько и в октябре прошлого года.

Обе сберегательные стратегии чаще выбирали молодежь, предприниматели, самозанятые и обеспеченные россияне. «На всякий случай» чаще других откладывали деньги москвичи (19%).

Потребление, кредиты и долги

Части населения пришлось прибегнуть к поиску дополнительных средств как для осуществления крупных покупок, так и для повседневных расходов. Прибегали к заимствованиям у родственников и знакомых 4% опрошенных. К банковским кредитам или микрозаймам – 3%. Тратить на повседневные нужды ранее накопленные сбережения или продавать для этого ценное имущество из-за пандемии пришлось 6% респондентов. Хотя по указанным позициям изменения не превысили погрешности, каждую из них в мае выбирали несколько меньше респондентов, чем в октябре прошлого года, то есть в целом люди стали реже обращаться к данным стратегиям приспособления к последствиям пандемии.

Пандемия стала стимулом для вкладывания свободных денег в товары длительного пользования для 3% опрошенных. Различия в социально-демографических группах по этим стратегиям статистически незначительны из-за небольшой доли выбравших их респондентов. 

Ни к одной из стратегий не прибегали 34% опрошенных. Чаще других так отвечали те, кому на бытовую технику хватает, на автомобиль – нет, люди старше 60 лет и мужчины.

В мае 2021 года 12% респондентов сообщили, что из-за пандемии они были вынуждены отложить запланированные крупные траты и до сих пор не смогли их осуществить. Еще 6% откладывали такие расходы, но уже произвели их. Не откладывали расходы из-за пандемии 9% респондентов, а абсолютное большинство опрошенных – 71% – крупных расходов вообще не планировали. В этом плане существенных изменений с октября 2020 года не произошло.

Хоть и позже запланированного, но все же совершали крупные покупки или вообще не ограничивали себя в потреблении чаще обеспеченные россияне, молодежь и предприниматели. Так и не совершивших крупных покупок больше среди тех, кто брал деньги в долг у физических лиц, неработающих граждан и тех, кому на бытовую технику хватает, на автомобиль – нет. Вообще не планировавших крупных трат больше среди людей старше 60 лет, людей с образованием ниже среднего и малообеспеченных россиян.

Стратегии приспособления к экономическим последствиям пандемии: существенные различия по социально-демографическим группам (май 2021 года)

______

Здесь и далее на графиках показаны группы, значение показателя в которых существенно (на 5 п. п.) отклоняется от среднего по всем опрошенным. 

Потребительское поведение в отношении крупных покупок во время пандемии: существенные различия по социально-демографическим группам (май 2021 года)

________________

Источник данных: 92-я и 99-я волны исследования «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненного по заказу Банка России. Каждая волна: стандартизированный опрос населения 18+ (метод – интервью по месту жительства в режиме face-to-face). В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность не превышает 3,3%. 

Наталья Гашенина

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ