• к-Темы
  • 21.07.21

Практики учета домашних финансов

Изменения учета доходов и расходов на фоне пандемии

Четверть россиян ведут учет своих доходов и расходов, причем 17% – строгий. На фоне пандемии эти доли существенно не изменились, однако изменились другие показатели: уменьшилось число тех, кто вообще не следит за своими финансовыми делами, и выросло – тех, кто приблизительно представляет себе масштабы поступлений и трат. Более длительные наблюдения показывают: во время кризисов россияне начинают внимательнее отслеживать финансы, а между ними – расслабляются. Люди с деньгами чаще следят за состоянием своих финансов, нежели малообеспеченные россияне.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.

Время от времени мы спрашиваем у россиян, ведут ли они учет своих доходов и расходов, и если да, то в какой форме. В июньском опросе на эту тему получены любопытные результаты.

Доля россиян, так или иначе ведущих учет своих финансов, в июне 2021 года составила 24% – это столько же, сколько до пандемии, летом 2019 года, и почти столько же, сколько в первом замере в 2015 году. При этом в некоторые периоды, например летом 2017 года, она заметно снижалась (до 19%).

Среди этой четверти россиян большинство (или 17% от всех опрошенных) учитывают, по их словам, абсолютно все доходы и траты, а меньшинство (или 7% от всех опрошенных) учет ведут, но фиксируют не все поступления и расходы. Что любопытно: доля первых по сравнению с началом замеров в 2015 году выросла (тогда она составляла 12%), а последних – снизилась (11%). Однако основной рост произошел уже в 2018 году, а пандемия на эти распределения особенно не повлияла.

Среди самых сознательных 12% ведут бюджет на бумаге, а 5% используют электронные программы. Доля последних выросла с начала измерений почти вдвое, но и тут основной рост произошел еще до пандемии, в 2019 году.

Однако определенное влияние на практики россиян по учету своих доходов и расходов пандемический кризис оказал. К 2019 году доля самых «безалаберных» людей – тех, кто вообще не знает, что творится с их финансовыми делами, – вырастала до максимального уровня (30% – против, например, 11% таковых в 2015 году). На фоне пандемии она немного снизилась, до 26%, и достигла уровня 2018 года. Соответственно выросла доля утверждающих, что, хотя они и не ведут учета своих финансов, тем не менее представляют себе, сколько денег у них пришло и ушло: с 44% в июне 2018 года до 49% в июне 2021-го.

В целом же, приведенная выше динамика показывает следующее. Во-первых, доля ответственно относящихся к своим финансам россиян растет, однако, вероятнее всего, этот рост связан с общим ростом числа людей с относительно высоким уровнем благосостояния, о чем мы писали в сюжете «Жить стало лучше?». Во-вторых, кризис в какой-то степени мобилизует уделять больше внимания своим финансовым делам и их учету, а периоды благополучия между кризисами – наоборот, расслабляют. Так, после предыдущего кризиса доли тех, кто вообще не в курсе своих финансовых дел, были минимальными (в 2015–2016 годах), затем они росли, а после пандемического кризиса снова уменьшились, причем на фоне небольшого роста самых ответственных. Наконец, возможно, одним из мобилизующих факторов становится распространение электронных способов ведения бюджета (что и облегчает задачу учета, и до некоторой степени способствует геймификации процесса) – именно за счет роста использующих такие программы произошло перераспределение от тех, кто учитывает, но не все, к тем, кто ведет детальный учет своих финансов.

______

* Здесь и далее в группу «ведут учет расходов (полностью или частично)» включены выбравшие варианты «да, фиксируются все доходы и все расходы с помощью электронных программ» или «да, фиксируются все доходы и все расходы на бумаге» или «да, учет ведется, но не все поступления и расходы фиксируются».

** В группу «ведут учет ВСЕХ расходов» включены выбравшие варианты «да, фиксируются все доходы и все расходы с помощью электронных программ» или «да, фиксируются все доходы и все расходы на бумаге».

 

Еще несколько интересных наблюдений связаны с особенностями практик финансового учета в разных социально-демографических группах.

Наиболее высокие доли учитывающих (частично или полностью) свои доходы и расходы – среди людей с высшим образованием, предпринимателей и работников госсектора, среди обеспеченных, имеющих сбережения (причем как тех, у кого они за последний год увеличились, так и тех, у кого они уменьшились), ипотечных заемщиков и, кроме того, москвичей. В этих группах следят за своими финансовыми делами почти до трети опрошенных (против 24% в целом по выборке).

А вот «безответственных», вообще не следящих за своими финансами, больше всего среди малообразованных россиян, среди безработных, малообеспеченных и среди сельских жителей – здесь их примерено треть от каждой из перечисленных групп (против 26% по выборке). И хотя наверняка утверждать, что первично – внимательность к своим финансам или же их наличие, – сложно, можно предположить, что учет денежных дел способен быть предиктором будущего финансового благополучия.

________________

Источник данных: 

32, 36, 44, 48, 56 ,68, 80, 100-я волны исследования «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненного по заказу Банка России. Каждая волна: стандартизированный опрос населения 18+ (метод – интервью по месту жительства в режиме face-to-face). В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность не превышает 3,3%.

Людмила Преснякова

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ