Создатель проекта Yoga_Method Михаил Павлов – о специфике онлайн-тренировок, поиске уникальной стратегии в своей нише и решении закрыть студию йоги в пользу дальнейшего развития бизнеса
Yoga_Method – проект, созданный для популяризации идей йоги и здорового образа жизни. Включает несколько направлений: офлайн и онлайн-тренировки по йоге, обучающие семинары и курсы, ежегодные тренировочные сборы в Индии, Египте и России.
Михаил Павлов – инструктор по йоге, сноуборду и фридайвингу, профессиональный путешественник. Посвятил учебе в Юго-Восточной Азии и поездкам по региону 12 лет. Владелец сети студий йоги и массажа в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. Автор технологии развития личности _method, куда входят такие направления, как yoga_method, apnoe_method и др.
Запрос на онлайн: о динамике спроса и стремлении отличаться от конкурентов
С началом пандемии коронавируса многие направления деятельности проекта пришлось приостановить, так как они были связаны с офлайн-тренировками и путешествиями. По словам Михаила Павлова, для его компании основное следствие произошедшего – закрытие студии йоги в Москве. Ситуация послужила стимулом к активной работе над наращиванием присутствия в онлайн-среде, к развитию YouTube-канала и привлечению клиентов в этот сегмент.
Интересное наблюдение руководителя проекта: в начале апреля спрос на обучение и тренировки в интернете был настолько высок, что поймать эту волну и «взлететь» мог практически каждый желающий.
«В начале пандемии был взрывной запрос на онлайн и гигантская посещаемость классов и семинаров. Можно было продавать, мне кажется, курсы по расчесыванию котиков. Народ скупал все и за любые деньги. В период майских праздников эта синусоида пошла на спад, далее подскочила вверх и затем вышла на плато. Сейчас происходит стагнация».
Развивая онлайн-каналы, Михаил Павлов выбрал подход, не характерный для большинства студий йоги. Организации, специализирующиеся на йоге, фитнесе, здоровом образе жизни, начали предлагать тренировки и лекции через Zoom и другие подобные сервисы. Схема проста: отзеркалить прежнее расписание классов в онлайне и предложить их по сниженной цене.
Руководитель Yoga_Method поставил перед собой задачу разработать принципиально новый продукт. Была выстроена классическая воронка продаж: ежедневные занятия йогой предлагались всем желающим бесплатно, а для тех, кто хочет углубить знания и навыки, были составлены платные онлайн-курсы. Желающие отблагодарить преподавателей за ежедневные классы могли внести добровольную плату любого размера. Очень высокий спрос на онлайн-активность позволил проекту за один месяц заработать удаленно в два раза больше, чем на офлайн-занятиях в студии. Также сыграло роль отсутствие в онлайне географических границ: тренировки смогли посещать не только москвичи, но и жители других городов и стран. Однако Михаил Павлов решил не пользоваться напрямую ситуацией взрывного спроса, а сделать действительно стоящий платный продукт в виде серии обучающих курсов.
«Те, кто начал продавать онлайн-тренировки, столкнулись с демпингом рынка. Многие продавали классы за 200–300 руб. Мне не хотелось расходовать себя за три копейки. Я понимал, что у нашего онлайн-сообщества – очень большая аудитория (порядка 18–20 тыс. человек). А на тренировке у нас было максимум 150 посетителей. Если бы я зафиксировал цену за занятие и, например, 150 человек скинулись по 100 руб., понятно, какую сумму мы получили бы за полуторачасовую тренировку. Поэтому решено было оставить бесплатный формат с возможностью внести добровольное пожертвование. Мы заточили воронку продаж на специализированные курсы, за которые не стыдно и логично брать деньги. Нужно было отличаться от других. Наша аудитория за время пандемии увеличилась примерно на 700 активных участников – это сильный прирост. YouTube-канал показал рост числа подписчиков на 400%».
В команде проекта преподают специалисты в разных областях. Под руководством Михаила Павлова были разработаны онлайн-курсы разной специализации: на тему здорового образа жизни и питания, развития голоса и речи, гимнастики йоги и дыхательных практик.
«Большинству людей в нашей сфере непривычно работать онлайн. Кто-то частично уходил в онлайн задолго до пандемии, и им было проще перестроиться. Мы в онлайне практически не работали. Я вел YouTube-канал, то ли что-то предчувствуя, то ли потому, что мне просто нравилась эта площадка. Я продолжал поддерживать там жизнь и выкладывать новый контент, и во время пандемии произошел взрывной рост заинтересованности нашей аудитории. Посмотрим, что дальше из этого получится. Немного недоволен качеством картинки, но, к сожалению, в нынешних условиях ничего лучше не могу сделать».
Несмотря на успех и значимый рост онлайн-формата, создатель проекта Yoga_Method отмечает, что у такого способа преподавания есть несколько существенных минусов. Во-первых, онлайн не обеспечивает крайне важной для телесно-ориентированных практик обратной связи с аудиторией. Никакая платформа не сможет заменить живого общения, не позволит полноценно наблюдать правильность выполнения упражнений и прогресс постоянных клиентов. Во-вторых, нарушается принцип передачи знаний, согласно которому преподаватель не только корректирует технику своих студентов, но и сам имеет возможность продемонстрировать и объяснить материал. Именно этим Михаил Павлов объясняет решение создавать онлайн-курсы в лекционном формате с упором на теорию. Но практические занятия требуют личного взаимодействия.
«Я больше тяготею к традиционному подходу, традиционному взгляду на йогу. И несмотря на то что мы – популяризаторы, все равно стараемся придерживаться классической интерпретации. А в онлайне мы теряем качество услуги».
Из-за невозможности работать в прежнем режиме перед компанией встала задача освоить интернет-технологии, которые в период пандемии значимо продвинулись вперед. Раньше это не было необходимостью, сейчас же становится важнейшим конкурентным преимуществом, в том числе для бизнеса, в основе которого лежит исключительно личное взаимодействие с клиентами.
«Сейчас происходит битва платформ за пользователей, функционал, специалистов. IT-компании быстро перестроились, поймали эту волну. Сейчас одна из моих основных задач – поиск и работа на более удобных и комфортных для бизнеса программных продуктах. Я сразу отказался от Zoom, выбрал площадку YouTube. Для взаимодействия с клиентами What’s App оказался совершенно не подходящим, и мы вынуждены были перейти на Telegram. Сейчас Facebook выпустил приложение Rooms, в котором можно проводить тренировки и пользовательские встречи. Google выпустил приложение Meet, где можно собрать до 100 пользователей».
Михаил Павлов отмечает, что в последние несколько месяцев ему пришлось сместить фокусы внимания с привычных вещей как в работе, так и в жизни. Без внутренней гибкости, умения адаптироваться к постоянным изменениям, невозможно безболезненно пережить пандемию.
«Я недавно размышлял над тем, будет ли мир прежним после пандемии. Могу сказать, что не мир не будет прежним, а я не буду прежним в этом мире после пандемии. У меня очень сильно сместились фокусы внимания на отдельные вопросы. Какие-то вещи стали более важными, какие-то – менее. То, что происходит онлайн, честно говоря, для меня менее важно».
В новой ситуации руководителю компании удалось найти плюсы и возможности, в том числе связанные с соблюдением work-life balance, что при прежнем активном ритме жизни было недоступно. Это отразилось и на профессиональной деятельности: были завершены дела, на которые раньше не хватало времени.
«Я провел очень много времени с семьей. Мне это безумно понравилось, потому что в обычной жизни я очень много летаю, перемещаюсь, а мне хотелось бы чаще видеть родных. И этот недостаток общения был скомпенсирован с лихвой. Многие жаловались на сложности, связанные с отсутствием пространства и личных границ. Но мне было в этом смысле хорошо. Еще один положительный момент – продвинулась методическая работа. Когда появилось время, я доделал многое, до чего раньше не доходили руки. Мы с коллегами записали онлайн-курсы, навели порядок в соцсетях. Написано две методички».
Михаилу Павлову как регулярно путешествующему человеку было трудно лишиться возможности свободно перемещаться. Кроме того, пандемия заставила интенсивно работать с собственной стрессоустойчивостью и адаптивностью. Необходимо было направить энергию в новое русло, заняться непривычной деятельностью. Главным решением было ни в коем случае не останавливать работу, действовать.
«У меня бывало до восьми перелетов в месяц. Сидение на одном месте человеку с таким гиперактивным образом жизни дается сложно. Пришлось перенести кучу мероприятий, в которые уже было вложено много сил, энергии, люди ждали, я ждал, в мероприятия были вложены деньги. Это был для меня самый жесткий удар: как это, я никуда не поеду? У меня семинар в Перми, семинар в Уфе, йога-тур, экзаменация будущих преподавателей. Все рассыпалось. Я занялся совершенно другим. Мне нужно было организовать онлайн-студию, настроить свет, звук, купить наушники. Это, безусловно, выбило из колеи».
Смещение приоритетов, смена деятельности, поиск новых форматов и подходов – всего этого не случилось бы, если бы проект и его руководитель просто дожидались возвращения к прежней жизни. Автор Yoga_Method пришел к выводу, что необходимо было выявить эту фундаментальную ошибку и перестроиться так, чтобы ее не совершать.
«Ждать возвращения к привычному образу жизни является той самой фундаментальной психологической ошибкой, которую многие допускают, из-за которой многие переживают, испытывая серьезные внутренние потрясения. В какой-то момент я себя поймал на том, что жду, когда откроется авиасообщение, что мне начнут писать организаторы мероприятий и все заработает... Я понял, что это какой-то бред. Мир изменился, а я – нет? Это про нейропластичность, адаптивность мозга к изменениям окружающей среды. Я как человек, увлекающийся антропологией, включил мозг, принял тот факт, что мир не будет прежним, и стал жить дальше».
Основным следствием пандемии для проекта Yoga_Method стало закрытие студии йоги в Москве. Занятия в зале были отменены еще в середине марта, а в середине апреля и вовсе пришлось отказаться от помещения. По словам владельца студии, это решение не было тяжелым. Ресурсы на аренду помещения были, однако в новых условиях оказалось, что лучше направить их на другие задачи.
«Закрытие студии – это, прежде всего, работа с активом. Как человек бизнеса я понимал, что можно было продолжать финансировать студию из своих средств, из средств кредитных, инвестиционных, можно было найти разные формы продолжения работы. Ситуация не была критичной. Это был вопрос ликвидности и перспективности актива, который мне больше не виделся таковым».
Имея многолетний опыт создания и развития йога-студий в разных городах и странах, руководитель проекта рассматривает перспективу возобновления этой деятельности. Однако для этого нужно понимать новые условия работы рынка недвижимости, который сейчас переживает кризис.
«Перезапуск возможен при наличии новых условий. Я не вижу проблемы в том, чтобы найти инвестора или закредитоваться. Думаю, будет гигантское количество предложений по рынку недвижимости. Сейчас он просел, но конечно, немного восстановится».
Также Михаил Павлов рассматривает возможность открытия бизнеса за границей, если условия для этого будут благоприятными.
«Может быть, я захочу открыть студию где-нибудь за рубежом. У меня на протяжении восьми лет была йога-студия в Индии. Никто не мешает мне открыть студию в другой стране, более благоприятной для бизнеса, например, в Грузии или Таиланде».
Сейчас руководитель проекта не спешит с прогнозами о том, как будет выстраиваться работа студий йоги и всего бизнеса в фитнес-индустрии. Благодаря многолетнему опыту работы у него сложилось понимание, что активность посещений возобновляется в сентябре, а следующий пик активности наступает в декабре. До осени рано делать выводы, так как на бизнес влияет не только ситуация с пандемией, но и сезонность.
«Я думаю, что какие-то глобальные выводы делать рано. Непонятно, как сейчас на нашем секторе отразится вся эта ситуация. Будет понятно к сентябрю. Я начну подводить итоги произошедшего ближе к осени. И тогда буду решать, как развиваться дальше, в какую сторону двигаться, продолжать ли онлайн-историю или направить силы на что-то еще».
Комментарий исследователя
Для бизнеса, услуги которого стали особенно востребованным в период пандемии, а рынок в нише фитнеса переполнился предложениями и пережил демпинг цен, качество продукта стало превыше всего. Герой интервью переосмыслил собственные приоритеты, поставил во главу угла ценность оказываемых его бизнесом услуг. Также были отрефлексированы разные форматы работы, а каждому преподавателю проекта была предоставлена возможность внести личный вклад в развитие компании, создав авторские онлайн-курсы. Важно, что, выражая установку «мне не хотелось расходовать себя за три копейки», руководитель компании говорит не только о том, чтобы предложить достойный продукт. Это также намерение вкладывать свое время и усилия только в то, что будет качественным и полезным.
В изменившихся условиях йога-проект продемонстрировал честный и критический бизнес-подход: да, в апреле люди были готовы покупать любой продукт за любые деньги, однако следовало предвидеть, что эта ниша в какой-то момент окажется переполненной информацией и предложениями, и клиент станет более требовательным, разборчивым. Руководитель компании не пользуется ситуацией чрезвычайного спроса в ущерб качеству своих услуг.
Многие эксперты и исследователи говорят о глобальных изменениях, произошедших в пандемию и влияющих на все сферы жизни общества. В этих условиях, чтобы справиться с чувством тревоги, человеку необходимо перестроиться и выработать новые механизмы взаимодействия с окружающим миром. Повторяя, как мантру, слова, что мир больше не будет прежним, люди часто упускают из виду, что они сами не смогут быть прежними в изменившемся мире. Трансформации, случившиеся с проектом Yoga_Method, подталкивают его автора наращивать стрессоустойчивость и адаптивность, тем самым убеждаясь в полезности своей деятельности как для себя самого, так и для своих клиентов.