• к-Темы
  • 15.05.20

Владелец спортивных компаний: «Не факт, что люди будут готовы тратить деньги на тренировки»

Спортивная и эвент-индустрия сильнее других пострадали от последствий пандемии. ФОМ поговорил с Максимом Журило, владельцем и руководителем компаний I Love Supersport и IRONSTAR, которые работают именно в этих сферах

Максим Журило – создатель спортивной школы I Love Supersport и сооснователь компании IRONSTAR.

I Love Supersport – крупнейшая в мире школа циклического спорта, обучающая взрослых людей бегу, плаванию, езде на велосипеде, лыжам и триатлону в 54 городах и девяти странах – России, Эстонии, Латвии, Нидерландах, ОАЭ, Украине, Казахстане, Киргизии и Узбекистане.

Компания IRONSTAR – организатор триатлонов на длинные дистанции в России и ближнем зарубежье.

Разные стратегии для разных индустрий

Основная деятельность IRONSTAR – организация массовых мероприятий, забегов и триатлонов с участием 4–12 тысяч человек. С началом пандемии компании пришлось остановить работу. Под вопросом летние и даже осенние старты. Руководители IRONSTAR выбрали выжидательную стратегию: дождаться изменений и действовать, исходя из них.

«Мы ожидаем, что какие-то ограничения со временем снимут, и мы вернемся. Естественно, мы делаем разного рода онлайн-форматы: 13 апреля прошел первый онлайн-триатлон. Но это точно не заменяет массовых спортивных мероприятий, которые мы проводили».

Выжидательную позицию вынужденно заняли большинство эвент-компаний. Их будущая тактика напрямую зависит от порядка снятия ограничений на проведение мероприятий. Вряд ли это произойдет одномоментно. Скорее всего, послабления будут вводиться постепенно. Компаниям в данном случае важно быть гибкими, быстро перестраивать работу.

«Если разрешат, например, проводить мероприятия с участием до 500 человек, то организаторы форумов и спортивных мероприятий, вроде нас, переориентируются и будут делать больше мероприятий. Но для 500 человек, а не для 10 тысяч».

Основная деятельность компании I Love Supersport – проведение офлайн-тренировок по разным видам спорта для взрослых. В период пандемии у нее больше возможностей продолжать деятельность, переводя часть мероприятий в онлайн. Организация начинает адаптироваться под возможности интернет-среды, внедряет новые типы тренировок.

«Заменить тренировки по плаванию онлайн-тренировками достаточно проблематично. Но мы все равно создаем онлайн-продукты: у нас есть zoom-тренировки, челленджи, чтобы люди оставались в форме и больше двигались. Но и они, естественно, не заменяют того, что было раньше».

Максим Журило отмечает, что во время пандемии образ жизни большинства людей стал малоподвижным, и рано или поздно это скажется на их самочувствии и здоровье. В таких условиях спортивные организации должны помочь своим клиентам оставаться в форме.

«Мы видим, что самоизоляция приводит к драматическому снижению активности людей. Они целыми днями сидят дома. Раньше им хоть до работы надо было дойти, а сейчас уже даже туда не надо. И поэтому мы предвидим большое количество отложенных негативных эффектов от карантина, связанных с физической пассивностью».

Наличие нескольких направлений деятельности оказалось жизненно важным для спортивной компании в кризисный период.

«У нас есть корпоративный сегмент, он достаточно большой. Многие компании покупают спортивно-оздоровительные программы для своих сотрудников. И в этом сегменте мы тоже перешли в онлайн – делаем много разных тренировок, проводим лекции, внутрикорпоративные образовательные встречи для больших компаний, являемся для них провайдером подобных услуг. Хорошо, что не все компании серьезно пострадали, поэтому у нас остались клиенты, которые продолжают оплачивать этот сервис для своих сотрудников».

Также Максим Журило говорит, что онлайн-сегмент, значительно выросший за последние два месяца, он планирует развивать и после пандемии. Это не значит, что онлайн-тренировки заменят обычный формат. С окончанием пандемии компания постарается вернуться к привычной работе, ведь люди посещают фитнес-залы не только ради физических нагрузок и оздоровления организма, но и для общения и досуга.

«У нас несколько лет существует мобильное приложение, в котором мы проводим онлайн-курсы. Раньше это был незначительный сегмент наших услуг, а сейчас так получилось, что он стал основным. Правда, не за счет своего роста, а потому что все остальное отключилось».

Руководство компании и себе, и другим сотрудникам сократило зарплаты на период пандемии. Зато сохранили всю команду – для Максима Журило как руководителя это было особенно важно.

«Те, кто выполняет административные функции в компании, отвечает за маркетинг, перешли на „удаленку“. Мы сократили зарплаты до тех пор, пока не закончится пандемия. Мы сохранили всю команду – никого не уволили, не отправили в неоплачиваемый отпуск – все остались работать. Так как мы организация коммерческая, зарплаты у нас состоят из фиксированной части и бонусов. Рынок сжался, поэтому переменные части мы пока исключили».

Комментарий исследователя

Компаниям спортивной индустрии в условиях пандемии оказалось жизненно важным проявлять гибкость, быстро реагировать на изменения, менять форматы деятельности и взаимодействия с клиентами.

Несмотря на возросшую онлайн-активность потребителей и существенный рост онлайн-сегмента бизнеса, связанного с организацией тренировок и мероприятий через интернет-каналы, спортивным компаниям не удается сохранить прежние показатели прибыли и количество клиентов. Внедрение онлайн-форматов – это своего рода способ остаться на плаву и не останавливать работу совсем, но не замена основной деятельности, компенсирующая потери.

Сложившаяся ситуация подтолкнула компанию I Love Supersport обратить на эту деятельность больше внимания, профессионализировать ее, вывести на новый уровень. В других условиях развитие не было бы таким интенсивным. Однако в мире, в котором многие сферы жизни активно переходят или дублируются в онлайн, будь то досуг, работа или потребление, рост представленности спортивных мероприятий в интернете в любом случае произошел бы. 

Парадоксы удаленной работы

Коллектив сотрудников I Love Supersport Максим Журило делит на две группы. Первая – это тренеры, которые проводят спортивные тренировки, они работают по сдельной оплате. Сейчас компания выстраивает свою деятельность так, чтобы не оставлять тренеров без работы, задействовать каждого в проведении онлайн-тренировок. Вторая группа – это офисные сотрудники, отвечающие за организацию работы. Функции многих сотрудников этой группы существенно изменились, им пришлось приобрести новые навыки, взять на себя обязанности, которых они прежде не выполняли.

«Раньше часть сотрудников координировала офлайн-тренировки: они ездили на стадионы, в бассейны, встречали группы. Сейчас они все делают онлайн: в zoom или в нашем приложении. Например, у нас было направление спортивного туризма, мы организовывали поездки в разные страны на спортивные мероприятия. Сейчас никакого туризма нет, поэтому ребята, которые в компании этим занимались, помогают корпоративному отделу».

Максим Журило делится наблюдением: на «удаленке» границы рабочего времени сильно размываются, как у него самого, так и у коллег. Люди созваниваются по работе и ранним утром, и поздним вечером. В этом он видит одну из главных сложностей перехода на удаленную работу. В таких условиях особое внимание нужно уделять мотивации сотрудников, так как работы вроде бы стало больше, но нельзя сказать, что это ощутимо повлияло на результат.

«Удаленная работа начинает заполнять все пространство. С самого раннего звонка и до самого позднего я дома и все время на связи. Я вижу, что не всем подобное дается легко. У многих ощущение, что они стали работать значительно больше, чем прежде. Но при этом без того результата, который был раньше. Это, конечно, не сильно вдохновляет».

Наш собеседник предполагает, что тяжелый период способствовал сплочению его команды: произошла беда, а она объединяет. За полтора месяца в режиме самоизоляции сотрудники компании перестроились, приспособились к новым условиям. В том числе и морально. 

«У нас не очень большая команда. Полный день в московском офисе работают 30 человек. Да, наверное, беда объединяет. Но мне кажется, мы уже прошли эту фазу. Скоро будет два месяца, как мы работаем удаленно. Спортивные объекты в Москве начали закрывать в середине марта. Бассейны закрыли еще раньше. В начале, конечно, мы были суперрасстроены».

Сохранять бодрость духа и позитивный настрой, по мнению нашего собеседника, важно не только в коллективе. Максим Журило чувствует ответственность и за своих клиентов, которые оказались в тяжелой и непривычной жизненной ситуации. Кто, как не сотрудники спортивной организации, могут показать людям положительный пример? 

«Мы очень стараемся сохранять командный дух и служить позитивным примером нашим клиентам. Мы сами участвуем в своих же тренировках. Мы не можем повлиять на распространение вируса, и поэтому сильно переживать по этому поводу бессмысленно. Но мы можем повлиять на то, насколько хорошо мы себя чувствуем, насколько активны. Лучше фокусироваться на этом».

Комментарий исследователя

Оказалось, что удаленная работа подходит далеко не каждому. Оставшись дома, люди стали крайне доступными для коммуникации. Получается, что в обществе сейчас происходит парадоксальная перестройка индивидуальных границ: на улице социальная дистанция возросла, а в онлайн-мире – сильно сократилась.

Случилась тотальная смена образа жизни и режима дня, и для выстраивания нового распорядка нужны внутренние ресурсы и время. Люди вынуждены черпать эти ресурсы из новых для себя вещей, в иных плоскостях: получать впечатления от просмотра кино и сериалов, а не от путешествий, общаться по видеосвязи, а не вживую, учиться и тренироваться онлайн, вместо посещения школ и залов.

Это кардинально непривычный опыт для каждого, чей образ жизни существенно изменился с началом пандемии. Люди лишились привычных систем координат, а новые еще не настроены.

Выйти из кризиса с минимальными потерями: что для этого могут сделать предприниматели и государство

Многие компании оказались не готовы к экономическим последствиям пандемии. Справедливости ради заметим, что эту ситуацию было невозможно предугадать и подготовиться к ней. Согласно постановлению правительства Российской Федерации №434 от 3 апреля 2020 года, организации, ведущие деятельность в наиболее пострадавших от пандемии сферах, получили некоторые послабления и льготы от государства. Однако, по словам нашего собеседника, для его компаний эта помощь оказалась несущественной. Когда мы спрашиваем Максима Журило о том, что его в данный момент больше всего волнует, он говорит в том числе и о периоде выхода из кризиса, последствиях для его бизнеса и мерах поддержки государства.

«Меня волнует, как мы переживем этот кризис и сможем ли из него выйти с какими-то минимальными потерями. Мое мнение: российская власть очень неэффективна в данной ситуации и негуманна. Она абсолютно не поддержала людей. Власть вводит определенное положение, но не отвечает за последствия».

В своем Telegram-канале I Love Supersport провел опрос среди руководителей и сотрудников компаний спортивной индустрии о последствиях пандемии для отрасли. Большинство опрошенных отметили, что на данный момент их организации не ощутили помощи от государства. Максим Журило обращает внимание на то, что проблема не в алгоритмах получения помощи, не в том, что бизнес не понимает, как ее оформить, а именно в содержании этой помощи.

«Меры по снижению налогов, которые были приняты российским правительством в отношении малого и среднего бизнеса, – это абсолютно фейковая история. Налоги – это процент от финансовых результатов деятельности. Когда у тебя деятельность остановлена, то снизить налоги – это примерно, как разрешить дышать. Мы делали опрос, около 1500 респондентов – предпринимателей и сотрудников компаний, которые работают в нашей индустрии, и 98% людей ответили, что никакой помощи они не ощутили».

Что может в данном случае сделать предприниматель? Например, сосредоточиться на том, на что он может повлиять. В этом есть и прагматизм руководителя, который направляет энергию в полезное русло, и способ создать позитивный настрой.

«Я не могу повлиять на действия правительства. Поэтому стараюсь переключиться на то, что от меня зависит. Например, стараюсь провести хорошую оперативку со своими сотрудниками. Вдохновить их, вместе подумать над тем, что мы еще можем сделать для наших клиентов или как можем вовлечь людей в спорт и активность, даже когда они на карантине».

Что может сделать государство? Максим Журило приводит примеры разных стран, правительства которых пошли по пути помощи конкретным людям, а не компаниям. Он как владелец бизнеса отмечает, что основные расходы компании сосредоточены в фонде оплаты труда. Именно эти направления затрат приходится урезать в первую очередь, когда наступает кризис. Поэтому лучшая помощь государства коммерческим компаниям – это помощь их сотрудникам.

«Интересно, что подходы в разных странах сильно отличаются. Например, в западных демократических странах помогают сначала людям, а бизнес идет вторым эшелоном. Потому что в первую очередь страдают люди. Нет ничего хорошего в том, что мои сотрудники лишаются тех доходов, которые у них были, что компания показывает убыток по месячной отчетности, а клиенты не могут получить тот сервис, который раньше получали».

План по восстановлению деятельности

Продолжая активную деятельность онлайн, I Love Supersport намерена внимательно следить за тем, какие ограничения активности людей будут сняты в первую очередь. Компания выбирает постепенное возвращение офлайн-тренировок, даже если эти тренировки будут индивидуальными или для маленькой группы людей.

«Я надеюсь, что в обозримом будущем мы вернем наши тренировочные сервисы. Например, сначала мы разработаем программы для людей, которые самостоятельно тренируются на улице. Если со временем разрешат заниматься в небольших группах – допустим, до пяти человек, уже будет легче. Вопрос только с бассейнами – я думаю, что они нескоро откроются. Мне кажется, не раньше осени. Но, кроме плавания, у нас есть другие виды спорта. Будем делать тренировки, пытаться стабилизировать свою деятельность».

В долгосрочной перспективе спортивная индустрия ощутит такие последствия пандемии, как снижение покупательной способности людей. Это коснется всех компаний, которые не производят продукты и не предоставляют услуги первой необходимости.

«Возникает вопрос платежеспособности людей. Не факт, что люди будут готовы тратить деньги на тренировки. Но я думаю, в Москве какая-то часть аудитории все равно продолжит пользоваться услугами спортивных компаний и фитнес-центров».

Для IRONSTAR, как и для других эвент-компаний, у Максима Журило совсем иные прогнозы. В этой индустрии задействовано много людей, и на несколько месяцев они все останутся без работы. Особенность деятельности по проведению мероприятий в том, что цепочки создания стоимости услуги достаточно длинные. После окончания пандемии компании, организующие мероприятия, будут долго восстанавливаться, но какие-то из них восстановиться так и не смогут.

«Если честно, я сомневаюсь, что в 2020 году мы увидим хотя бы одно массовое спортивное мероприятие. Это большая проблема для компаний, которые работают в этом сегменте, потому что их деятельность останавливается на год. Многие компании перестанут существовать. Они, может быть, потом возродятся, а может быть, нет. Спортивным организаторам предстоит тяжелая судьба. Так же, как и организаторам форумов, конференций, выставок. Все люди, которые были задействованы в этой сфере, останутся без работы. Что они будут делать, я с трудом себе представляю».

Екатерина Богомолова. Дата проведения интервью 29.04.2020

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ