• к-Темы
  • 16.11.20

«Выживут только сильнейшие»

Что предприниматели говорили о своей профессии и ее будущем

Пандемия стала для предпринимателей не только стимулом к тому, чтобы пересмотреть подход к бизнесу и найти новые инструменты заработка. Кризис заставил многих задуматься, стоит ли им продолжать заниматься бизнесом и что вообще значит быть предпринимателем. В этом материале мы обобщили рассуждения участников исследования «Краш-тест малого бизнеса», помогающие понять, как представители малого бизнеса воспринимают свою профессию и ее положение в современной России.

В июне 2020 года межрегиональная исследовательская группа, объединившая 24 независимых социологических центра, включая ФОМ, провела исследование малого бизнеса во время пандемии «Краш-тест малого бизнеса». В тот период на большей части страны действовали строгие ограничительные меры. Исследователи, используя дистанционные методы – онлайн-фокус-группы и глубокие онлайн-интервью, – опросили 109 предпринимателей из 22 регионов и 30 наиболее пострадавших от коронавируса отраслей.

«Выживут только сильнейшие» так информанты описывали сложившуюся из-за пандемии ситуацию на рынке. Однако в этой формуле просматривается не только характеристика внешних обстоятельств, но и представления предпринимателей о своей профессии. В бизнесе нужно уметь выживать, а заниматься им могут далеко не все: для этого нужно иметь подходящий характер и устройство личности – быть сильным.

«<Кризис> на руку сильным игрокам рынка, потому что все слабые уйдут. Те, кто чувствовал себя уверенно, будут чувствовать себя еще увереннее. Потому что даже потребитель будет голосовать только за те рестораны, которые выжили». (Казань, сеть барбершопов)

Помимо силы, участники исследования часто говорили об активности, готовности много работать и быстро реагировать, которые нужны, чтобы преодолеть кризис и восстановить дело в посткризисный период. Те же, кто был не готов к быстрой адаптации и бездействовал последние пару месяцев в ожидании снятия запретов, должны были, по мнению информантов, оказаться в очень сложном положении.

«Надеюсь, что будет жить бизнес, но нужно будет гораздо больше усилий прикладывать при получении гораздо меньшей прибыли». (Казань, программное обеспечение)

«Нужно сейчас действовать, карантин – это не отпуск. Это время, когда нужно делать хоть что-то, а они выйдут сейчас с карантина и начнут после него что-то предпринимать. Они опоздают на два месяца…» (Краснодар, организация мероприятий)

Некоторые отрасли и виды деятельности пострадали в кризис сильнее других, и это очень повлияло на то, как информанты оценивали их перспективность в посткризисный период. Например, производство стало восприниматься некоторыми участниками исследования как более рискованный вид бизнеса, чем торговля, сильно потеряла в привлекательности для бизнеса отрасль общественного питания. 

«Общепит – очень рискованный бизнес, он подвержен всем кризисам. Вот торговля как-то проще. Я даже в 2008 году хотел завязать вообще с общепитом, но что-то потянуло опять. И вот я получил такой серьезный урок. Ну, планирую развивать торговлю тоже. Там проще: меньше работы персонала, не надо искать поваров, шеф-поваров…» (Красноярск, сеть ресторанов) 

Большинство предпринимателей прогнозировали дальнейшее ухудшение условий для развития малого и среднего бизнеса вне зависимости от того, как будет разворачиваться ситуация с коронавирусом. 

«Малый и средний бизнес в России убивается, убивается, убивается, не дают нам передых. Есть ли смысл дальше заниматься бизнесом – для меня это вообще большой вопрос. Бизнес живет только <в том случае> хорошо, если ты чиновник и в какой-то госкорпорации там как-то «тендерят». А когда ты вот так, на вольных хлебах, выживать очень тяжело». (Казань, сеть кафе-пекарен)

Государство не заинтересовано в развитии малого бизнеса, более того, относится к нему с пренебрежением – такое мнение разделяли многие участники исследования. Возможный рост государственного сектора в экономике воспринимался частью предпринимателей как пугающая перспектива. Отдельные участники размышляли о переезде из России в связи с неблагоприятным деловым климатом.

Многие предприниматели говорили, что пора перестать рассчитывать на помощь «сверху». В период карантина большое количество предприятий малого бизнеса не смогли получить ту поддержку, на которую рассчитывали. В ходе фокус-групп эти предприниматели говорили о нежелании выполнять свои обязательства по отношению к государству, например, платить налоги в том же объеме, что раньше.

Однако, хотя отношения малого бизнеса и государства за время коронакризиса усложнились, предприниматели все же допускали возможности их улучшения и ждали адекватных решений, которые помогут улучшить положение российского бизнеса. 

«Как поведет себя государство – от этого зависит очень много. То есть мы, хоть как мы будем выкручиваться здесь, <но> если государство начнет поднимать налоги или не давать налоговые каникулы, кредитные каникулы, то все равно рано или поздно даже те, кто будут пытаться что-то сделать, все равно придут в убыток». (Краснодар, оптовая торговля электротоварами)

«Если это не мешать с политикой, то все очень довольно быстро вернется на свои круги». (Москва, сеть автосервисов)

Автор доклада – Елена Бондаренко, Фонд «Общественное мнение» (Татарстан, Казань). Адаптированный текст – Иван Грибов, ФОМ

Поделитесь публикацией

© 2024 ФОМ