«Я верю, что могущество смеха и слез сможет стать противоядием от ненависти и страха» (Чарли Чаплин)
Юмор – одна из самых загадочных реакций человека на происходящее вокруг. Ученые и философы до сих спорят о природе его происхождения. Человек может смеяться, испытывая любую эмоцию: радость, удивление, раздражение, грусть, страх, ненависть, насмешку и злорадство. В нашей культуре количество юмора растет с каждым днем, при этом он становится сложнее и витиеватее – еще бы, поводов хватает. Сегодня любое значимое событие отмечается в Сети потоком искрометных шуток и мемов на злобу дня. Последним (и все еще актуальным) таким событием стала пандемия коронавируса.
Как только стало понятно, что новая инфекция с нами надолго, в соцсетях начали коверкать название COVID-19 так, что высокомерный коронавирус быстро превратился в жалкий «воронакирус». А с введением локдауна в жизнь интернет-пользователей вошли новые персонажи: обессиленный пес Бобик, который гуляет по 66 раз в день, поскольку он единственная собака в подъезде, обеспокоенные «коты Наташи», которые будят хозяйку, потому что все уронили, а также безупречная природа других стран, которая настолько очистилась, что произошло нечто невероятное. В этой экскурсии мы рассматриваем популярные мемы, которые появились в период пандемии, и выясняем, как с помощью юмора люди боролись не только с вирусом, но и с тревожным настроением.
Почему люди так много шутили в период пандемии, когда, казалось бы, впору плакать, забиться в угол и дрожать от гнетущих новостей и роста заболеваемости? Дело в физиологии. В XIX веке английский философ и натуралист Герберт Спенсер рассматривал смех именно как физиологическую реакцию организма на нервное напряжение и перевозбуждение. Он считал радость и страх родственными эмоциями. Только следствием первой является смех, а второй – дрожь. Другими словами, человек, смеясь, освобождается от эмоционального груза.
Современные шутки и мемы так популярны у интернет-пользователей, потому что часто реагируют на очень актуальные, скандальные или взрывные события и балансируют на грани смешного и важного. Неудивительно, что пандемия коронавируса породила новую категорию мемов – в маленькой картинке или фразе содержится злободневная информация, способная задеть человека за живое.
В начале пандемии поводом для шуток стала паническая скупка туалетной бумаги и гречки, хотя к этому не было объективных предпосылок. Потом страну отправили на самоизоляцию, и появились мемы про домашний досуг – например, как люди читали лекции котам и обучали собак выпечке. А спустя месяц интернет проклинал 2020 год, который нарушил все планы.
Не обошлось и без мемов, основанных на конспирологических теориях. Сначала в соцсетях писали об «исцелении природы» благодаря всеобщей изоляции, затем шутили над Биллом Гейтсом, который якобы планировал с помощью вакцины от ковида чипировать население.
В конце мая 2021 года статистика заболеваемости в России снова поползла вверх. Результат – очередные ограничительные меры, закрытые после 23:00 рестораны и бары, отмененные музыкальные фестивали и настоятельные рекомендации о вакцинации. В середине июня несколько российских регионов ввели обязательную вакцинацию для работников сферы общепита, торговли, транспорта, а также сотрудников театров и музеев, школ и вузов. Первыми были Москва и Московская область, потом – Кузбасс, Сахалин, Ленинградская, Тульская, Тверская области. А в столице даже объявили о розыгрыше двух квартир и пяти автомобилей среди новопривившихся москвичей.
Что же касается непривитых граждан, то им после распоряжения мэра Сергея Собянина будет не так просто попасть в рестораны или кафе. Конечно, в Сети эту тему не обошли стороной: антипрививочники негодовали, привитые ликовали, а интернет пестрил всевозможными мемами и шутками на злобу дня. Например, «этим летом будет жарко только непривитым москвичам», или «вакцинированным покажут футбольный матч Россия – Испания, в котором выиграла наша сборная».
Вполне естественно, что на коронавирус, который затронул все сферы человеческой жизнедеятельности, общественный иммунитет среагировал достаточно быстро – люди начали выпускать видеоролики про вирус, петь о злободневном, делать пародии, шутить над инфекцией, ее последствиями и новыми привычками общества. К созданию забавных видеороликов подключилась буквально вся страна: звезды эстрады, популярные ведущие, сотрудники различных компаний, бизнесмены, художники и даже фермеры из далеких уголков России. А формат и содержание этих видео ограничивалось, пожалуй, лишь фантазией их создателей.
Когда мы искали различные вирусные видеоролики про коронавирус, то обратили внимание, что забавные и смешные видео встречаются в Сети гораздо чаще. Это в какой-то степени доказывает слова психологов: люди пытаются справиться с новой реальностью и делают это самым понятным для них способом – смеются.