Вместе с экспертом из НИУ ВШЭ разбираемся, как коронавирус повлиял на медиапространство
Чтобы понять, как изменились медиа, контент и каналы коммуникаций во время пандемии, кураторы Музея ПандемиС Алина Соболевская и Ася Свешникова пригласили на разговор эксперта Сергея Давыдова – социолога, старшего научного сотрудника Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ. Этот public talk стал особой видеоэкскурсией, в ходе которой экспертиза Музея ПандемиС обогащается инсайтами и знаниями приглашенного эксперта.
Вместе с Сергеем Давыдовым мы ответили на следующие вопросы:
Когда практически весь мир закрылся на самоизоляцию, традиционные офлайн-мероприятия пришлось отменить. С этими ограничениями смогла смириться большая часть населения планеты. При этом возникло множество вопросов: как теперь отмечать дни рождения, проводить запланированные встречи с друзьями и близкими и, в конце концов, что делать с досугом и культурными мероприятиями? Пострадала и корпоративная культура – тимбилдинги, коллективные соревнования и другие традиционные рабочие встречи канули в небытие. Но люди нашли выход и из этой ситуации. О том, на что пошли отчаянные тусовщики в пандемию, как компании поднимали корпоративный дух и что придумала фэшн-индустрия вместо традиционного показа мод, рассказывает наш экспонат.
Несмотря на доступность интернета в России (89% населения страны пользуется интернетом), традиционные медиа все так же высоко востребованы: люди смотрят ТВ, слушают радио и продолжают читать прессу. Однако пандемия внесла коррективы в потребление контента. В какое время россияне теперь смотрят телевидение? Выживет ли печатная пресса? Как принято теперь слушать радио? Найти ответы на вопросы поможет этот экспонат Музея ПандемиС.
Киноиндустрия тоже оказалась в числе сфер, которым пандемия продиктовала свои условия. Изменилось практически все: от самого процесса кинопроизводства до выбора зрителями фильмов. Мы стали свидетелями того, как переносились громкие премьеры и отменялись съемки блокбастеров. Что пришло им на смену и что стали выпускать режиссеры? Как изменился традиционный кинопрокат? Почему люди продолжали интересоваться фильмами про эпидемии? Найти ответы на эти и другие вопросы вам помогут наши экспонаты.
В номере собраны исследования и размышления о первом годе пандемии. Ученые отрефлексировали, как новая нормальность проявила себя в медийных сферах, как события находили отражение в телепередачах, как зарождались фейки и как инфодемия окутывала общество, какое новое значение приобрело социальное доверие и т. д. Также ученые подробно рассмотрели, какие цвета использовались для визуализации коронавируса в медиа и почему.
Сергей Давыдов в своей статье рассказывает, почему именно цифровая грамотность становится во время пандемии залогом безболезненного перехода на удаленную работу. В материале подмечена любопытна деталь: умение использовать тот же Instagram способствует развитию личной позиции человека, делает из него наблюдателя, фиксирующего изменения в своей жизни, например в такой турбулентный момент как пандемия. То есть цифровые компетенции не только дают возможность идти в ногу со временем, но и способствуют саморазвитию тех, кто ими обладает.
Сергей Давыдов уделяет особое внимание такому жанру пандемической активности как флешмобы. Ведь флешмобы – это не только попытка осмыслить новую реальность, сформированную коронавирусом, но и способ подчинить ее путем превращения грустного в жизнеутверждающее и веселое. Как в фильме про Гарри Поттера: темный демон боггарт считывал мысли человека и представал перед ним в образе самого жуткого кошмара (например, паука), и, чтобы победить боггарта, достаточно было вообразить его в комичной ситуации (паук с множеством лапок, на каждую из которых надет роликовый конек, из-за чего они разъезжаются в разные стороны).