Рассказ владельца нескольких бизнесов о судьбе своих предприятий в пандемию
В серии публикаций по итогам доклада «Краш-тест малого бизнеса…» мы рассказали о предложенной исследователями типологии предпринимателей. В них были представлены «идеальные типы», некие собирательные образы. Например, в материале «Рисковый Малый» описаны основные черты и стратегии выживания в кризис «героев конъюнктуры». Их кредо: «Держи нос по ветру», они гибкие, легко перераспределяют ресурсы и меняют бизнесы, как необходимые ныне одноразовые перчатки. Исследователям всегда интересно, как построенные ими модели работают в реальности, коррелируют с поведением людей в жизни. В данном материале – прямая речь владельца нескольких бизнес-направлений, рассказ предпринимателя от первого лица о своем развитии и, конечно, о перипетиях первой половины непростого 2020-го.
В июне 2020 года межрегиональная группа социологов провела масштабный инициативный проект по исследованию малого бизнеса во время первой волны пандемии. В рамках исследования было проведено 13 глубоких интервью с предпринимателями, что позволило показать малый бизнес «крупным планом».
Для работы с транскриптами интервью мы выбрали жанр скетча. Он позволяет сосредоточиться на уникальных чертах и отразить состояние человека или интересную ситуацию, показать региональную специфику и жизнь малого бизнеса с разных ракурсов.
У меня, скажем так, одно направление было – оно сейчас затихло – это сеть детских клубов робототехники и программирования, и второе – это швейное производство плюс интернет-магазин, сами производим и продаем.
Я вообще спортсменом был профессиональным шесть лет и, в общем-то, себя видел дальше тренером. Но жизнь так сложилась, что женился в 20. Ну, скажем, учиться не учился, если по-русски, но приезжал, сессии сдавал. А потом понял, что тренер непонятно что хочет, а с тренером не совсем повезло, и пора завязывать. И первая моя работа была – менеджер. Там был предприниматель, ему не до работы, в общем, всему приходилось учиться самому. Пришел, сел, вот тебе талмуды, вот сайт – бери, сам изучай. Год проработал, какого-то опыта набрался, думал, какие-то проценты будут, но ничего толком. Второй мой опыт – это торговый представитель. Наверное, даже, скажем так, в кавычках, «повезло». Но если раб, то это мягко сказано. Потому что, когда начался кризис (2008 года), нам просто говорили: «Вы работать не можете. Никакого кризиса нет – это вы дебилы».
И после этого я понял, что я никуда на работу не хочу устраиваться, потому что что ты ни делай, как ты ни старайся, ты не зависишь от себя. В бизнесе неопределенность создает то, что ты должен сам все это двигать и стараться развиваться... при этом ниши меняются, рынок меняется – все что угодно, как сейчас. Но этим ты можешь управлять сам, за счет как раз развития, предугадывания, прогнозирования, и все зависит от своих сделанных конкретных шагов. Если сравнить с наемным работником, ты можешь стараться как угодно – в один момент собственнику это надоест, или что-то с ним случится, ты все начнешь если не с чистого листа, но практически. Все зависит от того, на каком уровне ты будешь при этом. Если брать крупные компании – сменится собственник, приведет свою команду. Это, опять же, неопределенность. При этом с этой неопределенностью ты ничего не можешь сделать, какой бы ты хороший ни был.
Я, скажем так, я искал себя. Так как образование постольку-поскольку, много пробовал, за десять лет я 12 или 13 видов деятельности сменил. И то из этих 10 лет самый долгий период был – пять лет, медом занимался. Потом какой-то период был в жизни переломный: то, что есть, не устраивает. Я стоял на базаре, перекупал, ездил по России. Но чего-то хотелось большего, а знаний не было. Я понял, что надо все-таки начинать учиться. Точнее, начал. Года три я читал просто книги. Первая мне попалась – Роберт Кийосаки, «Бедный папа, богатый папа». И вот после этого у меня понеслось просто. Я стоял на рынке в наушниках, слушал и просто не понимал: как? И после этого читал-читал, года три у меня заняло. [Настал] какой-то момент – все: пора менять! Был запас денег, просто я думал: «Что я хочу делать? Я не знаю». В итоге я нашел, тогда это вообще в России только начиналось, – франшиза робототехники. Я поехал, купил, посмотрел – ничего вообще в этом не понимал. Мне рассказали, что всему научат. Моя задача – найти помещение, найти людей, а все остальное практически сделают сами. Я понимал, что там большое количество есть отчасти неправды. Но люди начинали только, вроде такие вдохновленные…
А швейное производство – это у меня жена занималась, как хобби – дома все шила. Я говорю: «Давай как-то это все-таки ставить на рельсы». Я, скажем так, схитрил и подтолкнул ее к открытию бизнеса.
Робототехника встала полностью. Честно – не знаю, буду запускать [снова или нет]. Если расположить прям на рациональную часть, чисто вот не эмоциональную брать, то, скорее всего, наверное, даже нет. Как ребенок, болеющий ребенок – вот этот бизнес. У нас занятия не из дешевых, и если рассмотреть, то в рамках приоритетов родителей они не в первом приоритете. Спорт, английский, прочее, а уж робототехника, программирование – ну как? Другие проблемы…
А при текущих непониманиях в основном, ну, сколько… потом продержать и год вылезать? Вот прокредитуют, пусть даже под нулевые проценты, а отдавать потом с чего – вопрос. А вопрос: зачем? Бизнес ради бизнеса? Он у меня уже в таком состоянии год, потому что рынок очень… То ли я не разобрался, то ли рынок мой, мою специфику лихорадит – непонятно. Я бы сказал тогда: а зачем, как говорится, держать труп? Наверное, ниша такая очень хрупкая оказалась. И здесь, как я однажды у Тинькова услышал: «Бизнес – это как дерево: сегодня оно дает яблочки, ты его кормишь, холишь и лелеешь. Завтра оно начинает засыхать, ты срубаешь и сажаешь новое». Меняется же мир, меняется рынок. Возможно, это один из моментов, когда реально сменился рынок и, как говорят, мир не будет прежним. Мы же не знаем. Мы узнаем через полгода, скажем: да, он либо вернулся, либо нет, а вот сейчас это только прогнозы, шансы. А зачем держать того, кто?..
За счет этого кризиса я на всякий случай стал ключевых людей переключать на другие направления, чтоб обучались, занимались. У меня получилось ключевую команду быстро перевести. У меня из моих ключевых замов никто не ушел. Просто я им заранее всегда говорю: «Тебе работа нужна? Иди шей!» У меня кто руководил робототехникой, руководит продажами… Одна руководит продажами в шитье, другая швейным производством руководит тоже.
А швейное производство – это [для нас] молодое направление, но мы с 25 метров за полгода выросли, переехали вчера в помещение в 250 квадратов. На самом деле, я даже и не думал, но за счет этой ниши – интернет, которая растет (и ее емкость вообще непонятная, ее очень тяжело просчитать), это сработало как раз в плюс. Мы в [этом направлении] в ситуации экономии, мы сейчас закупаем оптом по низким ценам сырье и, в общем-то, у нас есть запас сбережений. Потому что мы сейчас растем, на данный момент, где-то, может быть, мы подростки. У нас рост, мы растем, растем, растем.
Неопределенность
Непонятно, когда все это закончится. Было бы понимание, что вот сейчас месяц-два – крайняя дата, когда это случится и я отдам долги. Это давит, потому что люди звонят и задают вопросы, и вот вчера с утра звонили тоже.
Ответственность
Команда, люди работали на меня, верили, и при этом было непонимание, когда я фактически смогу [деньги] отдать. С каждым разговариваешь, и люди думают, что их хотят кинуть. Страшно, что, не дай бог, сейчас пойдут куда-нибудь напишут, в службу трудовую. Только этого для полного счастья еще не хватало. Будут показывать, что держат ситуацию на контроле, а может, и нет. Я никогда с ними не сталкивался особо, с такими проверками, в том году так чуть-чуть потрогали – и все. Поэтому я, думаю, еще не битый. Может, боюсь больше, чем…
Нехватка времени сесть и все обдумать
Возможно, надо поработать с внутренней, эмоциональной [составляющей], посидеть, разобраться в себе. Потому что каждый день встаешь – и вперед, вперед, вперед, уже на автоматизме. Но у меня вообще ощущение, как будто 10 лет предыдущие я к этому готовился. Потому что принимаешь решение уже на интуитивном каком-то уровне: проходит момент, ты понимаешь, что да, оно было верное.
Моя позиция, скажем так: всегда можно рассчитывать на государство, но бизнес это мой, я сам ввязался, не мне его государство дало, и вся ответственность – она моя. Как говорится, это мой личный риск. И тут либо просто, как вариант – искать ниши, перепрофилироваться и прочее, прочее, прочее, потому что если это станет в какой-то момент реально прям не приносящим результата финансового конкретно, то тогда, возможно, это просто не та ниша. И стоит просто уже что-то поискать дальше? Просто здесь, наверное, сложнее всего, что нужно иметь ресурс для маневра, больше внутренний, быстро перестраиваться. И наличие команды, которая поддержит.
Это зависит от нас самих. Я думаю, что малый бизнес будет развиваться. Вот я, скажем, предприниматель больше 10 лет. Но я не пойду наемным. Я пойду наемным только в том случае, если я прям выдохнусь. Я пойду на наемную работу только в рамках передышки. Либо набраться конкретного опыта, чтобы сделать шаг дальше. У нас [малого бизнеса] все зависит от того, насколько мы развиваемся. Крупным бизнесом не управлял, не знаю, насколько там… А в малом бизнесе все зависит от того, насколько ты оперативно получаешь новые знания и практически их применяешь успешно. И команда, потому что сейчас сложно тем, у кого все на себе. Когда ты один в поле воин, тебе не на кого опереться. Но это, наверное, и в обычные времена. Но в обычные времена, когда все стабильно, успешно, легче, и не надо быть более гибким. Чтобы быть гибким, надо иметь время подумать, принять решение, посмотреть, проанализировать. Прежде всего нужно на это время. А те, кто сейчас везут все сами, – откуда на это ресурсы? Когда ты и закупщик, и маркетолог, и продавец, и доставщик, и все-все-все, когда быть гибким? Ресурса нет. Малый бизнес – все зависит от нас самих. Малый бизнес – это чисто личность предпринимателя.