15 сентября 2020
С конца марта ФОМ изучает пандемическую реальность, и уже в мае стало ясно, что главная социальная жертва пандемии - малый бизнес.
Чтобы разобраться в проблеме, в июне ФОМ и 24 партнерских социологических организации провели серию онлайн-фокус-групп в 26-ти городах от Анадыря до Калининграда и подготовили большой Доклад "Краш-тест малого бизнеса".
?По ссылке u.fom.ru/mbiz-paket
доступны сам Доклад, короткая его Презентация, кратенький Пресс-релиз, а также Письмо о новом Проекте коронаМБиз для продолжения вместе с региональными Партнерами исследований самочувствия малого бизнеса.
Проект коронаФОМ: открытые результаты опросов
6 июня 2020
После нескольких разговоров с хорошими знакомыми до меня дошло, что я не сумел объяснить важную вещь:
по тематике пандемии ФОМ дает доступ к полным и детальным результатам опросов в виде Таблиц данных опросов (excel-файлы)
Данные можно скачивать, анализировать, визуализировать и т.д. самостоятельно и/или с помощью своих аналитиков для своих целей и задач.
По ссылке u.fom.ru/k-fom-all всегда доступен Справочник Таблиц Опросов, пополняемый по мере проведения опросов.
Сейчас в Справочнике ссылки на данные следующих опросов:
корона-Зонд - ежедневный (с конца марта!) телефонный опрос населения РФ (с «флюсами» на Москву и Московскую область) для измерения Индикаторов социального контекста пандемии - Таблицы с динамикой (пополняются ежедневно!!!), по территориям, по соц-дем. группам, а также сводные данные за апрель и за май
Экономика и пандемия (ЭИП) - регулярный (раз в две недели - 4 волны) опрос населения РФ об экономических последствиях пандемии - Таблицы с динамикой, по соц-дем. группам, по типологическим группам
Новый образ жизни (НОЖ-1) - первый из серии опросов о жизни населения РФ в условиях пандемии - Таблицы с данными о жизни и трудовой деятельности в режиме самоизоляции по соц-дем. группам, по типологическим группам.
Мы выкладываем результаты опросов,
- понимая, что они отражают редчайшую ситуацию тотальных (для всех) и радикальных (во всем) сдвигов в устройстве жизни людей,
- рассчитывая, что склонные к анализу умы обнаружат в них интересные социологические находки и расскажут о них, как это делаем и мы в своих публикациях на сайте Проекта коронаФОМ.
Как оказалось, некоторые специалисты, услышав сказанное выше, не верят своим ушам. Что ж, остается только нажать на ссылку, убедиться, что это правда, и погрузиться в данные!
Следите сами: Справочник пополняется постоянно!
Интервью в Известиях
Пандемия и малый бизнес
24 мая 2020
1. Человеческое общество признало коронаВирус covid19 опасным врагом и ведет с ним войну на два фронта:
- Лечебный фронт - Медицина спасает здоровье людей, зараженных коронаВирусом
- Профилактический фронт - Здравоохранение спасает здоровых людей от заражения коронаВирусом.
На Профилактическом фронте человеческая цивилизация применила особо мощное социальное оружие - Тотальную Самоизоляцию (ТС) - и впервые в истории пандемий запретила (почти) всем людям передвигаться в пространстве.
Применение любого современного оружия ведет не только к достижению цели, но и создает дополнительный негативный эффект, из-за масштабов которого оружие иногда приносит больше вреда, чем пользы.
Так, например, расчеты, показавшие, что после обмена ядерными ударами на планете наступит «ядерная зима», уберегли человечество от нажатия «красной кнопки».
Кнопка, запускающая ТС, была нажата в большинстве стран мира.
2. Наступает ли постпандемическая «социальная зима»? Или временное «социальное похолодание»? Каковы виды и масштабы негативных последствий? Кто и как именно пострадал в результате применения ТС? Кому и как надо помогать в первую очередь?
Вот вопросы, все более актуальные по мере достижения побед на первом - Лечебном - фронте. Для ответов на них необходимы специальные социальные исследования.
3. Но уже сейчас из мониторинговых социологических опросов видны контуры бедствия, охватившего одну такую группу социального риска Предприниматели и Самозанятые (ПиС).
Эта группа составляет менее 10% от взрослого населения России, но ее значение трудно переоценить! Именно она в значительной мере обеспечивает инфраструктуру повседневности россиян: торговля, транспорт, медиа, жилищное хозяйство, ремонт, продукты питания и бесконечное множество прочих «мелочей», без которых жизнь невозможна. В конце концов «частники» в своих организациях создают чуть ли не две пятых рабочих мест страны.
Что же происходит с группой ПиС в данный момент?
27% из них говорят, что их бизнес встал, работу пришлось полностью прекратить, а 11% уже полагают, что навсегда!
29% сообщают, что среди их окружающих людей более пяти человек потеряли работу (по населению в среднем так говорят только 13%).
59% утверждают, что материальное положение семьи ухудшилось (по населению - тоже немало, но заметно меньше - 43%).
4. Приведенные данные, взятые из «населенческого» опроса, характерны в первую очередь для попадающего в выборку малого бизнеса и показывают, насколько важно сейчас провести специальное исследование проблем, ожиданий, настроений, реакций, представлений и мнений в среде малого бизнеса.
Об этом говорят также и Партнеры, с помощью которых ФОМ (и не только ФОМ) уже почти 30 лет проводит опросы населения по всей стране. Они - тоже малый бизнес, работают во всех регионах России и образуют социологическую сеть, без которой общероссийские опросы и исследования невозможны.
5. Итог: в Проекте коронаФОМ планируется исследование Малый Бизнес и пандемия, оно будет проводиться вместе с региональными Партнерами по всей стране, а результаты будут представлены на сайте Проекта https://covid19.fom.ru/.
Ежедневный опрос коронаЗонд
Развернуть
Ключевой компонент Проекта коронаФОМ - непрерывный общероссийский телефонный опрос-мониторинг коронаЗонд по вопросам, связанным с жизнью людей в условиях пандемии.
Начиная с конца марта 2020 г., ежедневно по фиксированной Анкете опрашиваются 300 респондентов, выбранных на основе генерации случайных телефонных номеров из общероссийских диапазонов. Кроме того, опрашиваются 150 респондентов со случайными номерами из диапазонов номеров Москвы и Московской области.
Очевидно, каждый вариант ответа каждого вопроса Анкеты выделяет определенную группу населения. Некоторые из этих групп требуют особого внимания со стороны тех, кто занимается работами по противодействию пандемии.
Например, доля тех, кто дает ответ «не ношу маску» - важный показатель, отражающий уровень гигиенического пренебрежении в стране, показывающий, насколько велика группа эпидемиологического риска.
Подобным образом было выделено около сорока Индикаторных групп, о каждой из которых можно сказать, что ее объем - Индикатор состояния и поведения жителей России в условиях пандемии.
Каждый день на данных опроса коронаЗонд, полученных «сегодня-вчера-позавчера» (метод «скользящего окна») рассчитываются доли Индикаторных групп в населении. На странице https://covid19.fom.ru/indikatory можно посмотреть ежедневно пополняемую динамику Индикаторов, а также Справочник Индикаторов и Анкету к-Зонд.
Упомянутый выше Индикатор «Не носят маску» опустился с 75 в конце марта до 15 в середине мая. Подобные данные на сайте показаны как по России в целом, так и по крупным территориальным и социально-демографическим группам населения.
Кроме того, для обобщенной характеристики социального контекста пандемии были выбраны 20 самых важных Индикаторов и объединены в 5 Интегральных Индикаторов (ИИ), вычисляемых как средние значения входящих в них Индикаторов (см. приложенный файл 200517_ИИ_коронаФОМ.pdf).
Интегральные индикаторы (график)
Интегральные индикаторы (таблица)
На сайте ИИ будут отображаться в специальном виджете на обложках каждого раздела.
Проект коронаФОМ: рефлексия
Развернуть
Рискуя показаться занудой, я стараюсь почаще оглядываться на оставляемые мною следы, чтобы спросить самого себя:
зачем / кому это?
как это?
что это?
Как показал Саймон Синек именно эти вопросы и именно в этом порядке придают смысл деятельности и создают шансы для ее успешности.
Так и с коронаФОМ: чем больше я себя спрашиваю о нем, тем больше из своих ответов узнаю об этом Проекте.
Обычная история. Разница лишь в том, что я задаю себе вопросы и даю ответы прилюдно. В этом необычность.
Так и Проект необычный …
Проект коронаФОМ: визитка
Развернуть
Визитная карточка
ФОМ-2020
Проект коронаФОМ
Пандемия делает мир иным, и люди становятся другими. Поэтому тем, кто работает с людьми и для людей, необходимо обновление «человекопонимания».
Проект коронаФОМ – формирование нового «человекознания» на основе социологического изучения «пандемической» социальной реальности:
- коронаЗонд - ежедневный общероссийский опрос-мониторинг
- коронаТемы - Образ жизни, Экономика, Медики, Бизнес, Государство… и пандемия
- коронаБеседы - размышления экспертов и исследователей
- коронаДайджесты - коллекции околопандемических текстов, роликов, мемов.
Проект коронаФОМ – для тех, кто борется с пандемией, противостоит ее последствиям, пытается понять новый мир, найти в нем свое место:
- Оперативные штабы против пандемии
- Органы государственного управления
- Учреждения системы здравоохранения
- Корпоративные структуры
- Экспертные и исследовательские организации
- Учебные заведения
- Медийные компании.
Проект коронаФОМ – информационные ресурсы и каналы:
Проект коронаФОМ: смысл
Развернуть
Ранее я рассказал о структуре Проекта коронаФОМ и ЧТО в нем делается. Здесь я попробую сформулировать ответы на еще более важный вопрос: ЗАЧЕМ это делается.
ЗАЧЕМ нужны и важны социологические работы - сбор данных, анализ и осмысление того, что происходит с людьми и обществом в условиях пандемии?
Во-первых, нынешняя пандемия коронаВируса вышла далеко за пределы медицины, вирусологии, эпидемиологии и стала тотальным социальным явлением. Причина - ключевое властное решение: перевод населения на самоизоляцию.
Именно оно предопределило радикальный слом повседневного устройства жизни. Того самого устройства, с которым и по которому люди «живут как дышат», не задумываясь о том, что само собой разумеется, в рамках своей «наивной естественной установки».
Сама covid-болезнь кого-то «зацепила», кого-то испугала, кого-то принудила к каким-то мыслям и действиям. Но, как почти любое социальное явления - не всех и по-разному. А вот самоизоляция - всех, сразу и одинаково: сидеть дома! Поэтому перед всеми и сразу встал одинаковый вопрос: как жить в новом жизненном контексте?
Редчайшая ситуация: жизнь поставила одновременно перед всеми людьми один и тот же вопрос с таким высоким приоритетом, что уйти от ответа невозможно никому. Это не выборы, не референдум - это судьба, моментально создавшая людское сообщество, синхронизированное этим вопросом. Ибо именно вопросы, а не ответы делают людей схожими: конфликты носителей даже разных ответов на один и тот же вопрос только подчеркивают их «родственность». Так пандемия сделала всех нас «родственниками».
Как же может социология пройти мимо и не попытаться в этой уникальной ситуации изучить, какие же ответы дают себе люди на возникший как молния тотальный экзистенциальный вопрос?
Какие конструкции объяснений, переживаний, схем мышления и поведения возникают и распространяются сегодня в обществе?
Во-вторых, последствия самоизоляции, как нового способа жизни, неисчислимы. Работа, благополучие, образование, воспитание, досуг, семейные и социальные отношения, роли и места социальных институтов и структур, представления о желательном и достижимом - все это под вопросом и в стадии явного или скрытого переопределения. Эту новую реальность надо исследовать для самых разных видов практик и многочисленных практиков, работающих с людьми и для людей - производство товаров и услуг, управленческих решений, человеческого здоровья, информационных потоков, социальных химер и т.д. и т.п.
Это прагматический аспект социологии - для «тех, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Тем более, что есть основания полагать: эти «минуты» продлятся на долгое время.
В-третьих, современность - это мир непрерывных фотофиксаций, а эмпирические социологи - эти социальные фотографы - понимают, что они сейчас внутри феноменально социального эвента. И они делают свою работу просто потому, что не могут иначе.
О чем свидетельствует, в том числе, сайт Проекта коронаФОМ https://covid19.fom.ru/, а также новая возможность: открытый доступ к данным опроса коронаЗонд по России в динамике с 21 марта по сей день и далее с ежедневным добавлением - по ссылке https://u.fom.ru/k-zond-rossija.
А для Подписчиков Проекта коронаФОМ мы дадим доступ к аналогичным данным по Москве, Московской области, Федеральным округам, многочисленным социальным группам.
Проект коронаФОМ: структура
Развернуть
Пандемия разрушает привычное устройство жизни, снижает достигнутое качество жизни, модифицирует предыдущие смыслы жизни.
Эти фундаментальные взаимосвязанные социальные процессы происходят здесь-и-сейчас на наших глазах, охватывают ментально и/или физически все население без исключения, затрагивают все социальные структуры тотально и радикально.
* Идея Проекта коронаФОМ – в том, чтобы посмотреть на эти процессы через социологическую оптику наблюдения, описания и анализа.
* В коронаФОМ – несколько линий сбора эмпирических данных:
- коронаЗонд - ежедневный телефонный репрезентативный опрос 450 респондентов по фиксированному вопроснику с ежедневным расчетом около сорока Индикаторов, характеризующих текущий коронаКонтекст + ежедневный тематический мониторинг социальных медиа
- коронаТемы – тематические телефонные опросы + онлайнИнтервью / онлайнФокус-группы;
- коронаБеседы – персонализированные диалоги / групповые обсуждения по мягким сценариям;
- коронаДайждесты – целевой поиск в Сети и пополнение коллекций материалов.
* В коронаФОМ – несколько исследовательских линий:
- Устройство жизни
- коронаЗонд – Индикаторы повседневности (тревога, оценки, изменения, гигиена, ожидания и пр.);
- коронаТема – Новый образ жизни (самоизоляция, «удаленка», отношения, занятия и пр.);
- коронаБеседы – Тренды пандемии (что изменится и как: образование, туризм, отношения и пр.);
- коронаДайджесты – Вирусные ролики (коллекция визуальных защитных реакций общества).
- Качество жизни
- коронаЗонд – Индикаторы экономического спада (доходы, экономия, опасения потерь, потери и пр.);
- коронаТема – Экономика и пандемия (последствия пандемии для разных групп населения).
- Смыслы жизни
- коронаТема – Медики и пандемия («фронтовые будни» и рефлексии медицинских работников);
- коронаТема – Корпорации и пандемия (те, кто отвечает за Дело и Людей, о настоящем и будущем);
- коронаБеседы – Размышления о пандемии (наблюдения, предположения, прогнозы, настроения и пр.);
- коронаДайджесты – Высказывания о пандемии (коллекция аннотированных ссылок на заметные публикации социологического характера).
* Результаты коронаФОМ:
✓ Сайт: covid19.fom.ru
✓ Telegram:
Социология пандемии t.me/koronaFOM
Хроника коронаФОМ t.me/koronafom_hronika
✓ Facebook-страница: @koronafom
* Регистрация Подписчиков: u.fom.ru/covid19
Пандемия и общество
Развернуть
Пандемия меняет условия жизни людей: физические (они же химические, биологические и пр.), социальные (они же правила, роли, режимы, регламенты и пр.) и, как следствие, меняется ситуация по трем главным Социологическим Координатам:
- Устройство жизни - образ жизни, повседневность, работа, дом, близкие, времяпрепровождение
- Качество жизни - доходы, потребление, возможности благополучия, здоровья, развития
- Смыслы жизни - мечты, планы, амбиции
За первый свой “российский” месяц пандемия успела повлиять на все три главные Координаты:
- Разрушила привычное устройство жизни и создала на неопределенное время его суррогат
- Снизила достигнутое качество жизни и сформировала угрозу его радикального падения
- Отменила предыдущие смыслы жизни: для тех, кто призван на борьбу с пандемией, заполнила их место «фронтовыми буднями», а для остальных - привнесла тревожное недоумение.
Суждения в информационном пространстве об упомянутых разрушениях, снижениях и отменах опираются сегодня чаще всего на отдельные кейсы и личные впечатления, на привычные представления, уже теряющие свою адекватность. За ними нет ни прожитого опыта, ни длительных размышлений, ни исследовательской базы просто потому, что пандемии месяц едва исполнился.
По сути, о том, каковы сегодня - в условиях пандемии - устройство жизни, качество жизни, смыслы жизни почти ничего неизвестно!
Для нынешнего общества это непривычное состояние, так как за последние 20 лет сформировалась уверенность, что мы знаем себя: производители - своих потребителей, руководители - своих работников, управленцы - своих подопечных, лидеры - свой народ.
Где-то эта уверенность была иллюзорна, в чем-то - оправдана, так как действительно много сил было положено на исследования и описания социальной реальности (знаю не понаслышке!).
Но пандемия отбросила нас не на 20, а почти на 30 лет - в 1992 год. Тогда произошел слом привычного миропорядка и вместе с контролем цен 2 января были отброшены практически все писаные и неписаные правила и ценности предыдущей жизни. Жители великой страны в то время вынуждены были заново - как подростки - выяснять для себя, как жить и чего хотеть, да еще в условиях радикального спада и обнищания.
Пандемия произвела нечто подобное, но в одночасье, внезапно, без «ментальной подготовки» к будущим переменам и без присутствия в общественных настроениях “надежд на лучшее”, как это было в начале 90-х.
Пандемия «выскочила перед нами» внезапно, поразила сразу всех переменами, тревогой, вирусом и не обещает ничего, кроме «худшего».
***
Социология должна помочь понять, что происходит в обществе в условиях пандемии.
Исследования социального кода коронаПандемии столь же важны, как и исследования генетического кода коронаВируса.
Пандемия и социология
Развернуть
Пандемия разрушила такой знакомый и такой привычный мир. Для всех и сразу.
- Вместо повседневности возникла самоизоляция. Рабочую рутину сменила «удаленка», либо рискованный выход на рабочее место, либо просто изнурительное безделье.
- Пространство сжалось и опустело. Выход из дома – по разрешению, самолеты не летают, граница – на замке, офисы, магазины, школы, предприятия закрылись. Там, где кипела жизнь, – пустота и тишина.
- Время остановилось. Надо ждать конца пандемии, но что это, когда наступит и что потом – в тумане неизвестности.
- Другие стали угрозой. Лица спрятались под масками, близость опасна, нарушение социальной дистанции наказуемо. Ты сам, возможно, угроза.
- Укрытие от жизни стало смыслом жизни. Сидеть дома – значит спасаться, запреты – во благо, болезнь – вездесуща и может быть как смертельной, так и бессимптомной.
Это описание – фото нынешней жизни, и оно похоже на анонс триллера-ужастика. Человеческое сознание может принять такое описание лишь как картину временного мира в надежде, что вчерашний мир завтра вернется, что сегодня надо пережить как преходящий промежуток между вчера и завтра, возникший по вине проклятого вируса.
Однако жить-то надо сегодня, а здесь и сейчас нам не дано иного мира, кроме этого – уже чужого и непонятного, с неизвестными правилами, с незримыми угрозами, с сумрачным будущим. Чтобы жить и ориентироваться в таком мире, нужны представления о нем, делающие его реальностью, с которой можно хотя бы попытаться совладать.
Как будет формироваться Картина Нового Мира и чем она станет – вот вопрос вопросов для социологии, если она претендует на роль инстанции описания социальных описаний.
Уже сейчас внимательному взгляду заметны ментальные изменения, отражающие, по-видимому, глубинные социокультурные сдвиги. В условиях «ограничений непреодолимой силы» слабеют и бледнеют такие еще вчера ходовые идеи, как отдых за границей, шопинг, престижные места, модные вещи, экзотические блюда, многолюдные события и т. д.
Трудно представить, куда приведет этот процесс девальвации символических сущностей, если даже цена на нефть (символ из символов!) стала отрицательной. И трудно вообразить, как смогут вернуться вчерашние «ценности» в условиях экономического спада с потерями работы, заработка, благополучия и уровня жизни у миллионов людей.
Вот что должна социология ИССЛЕДОВАТЬ в прямом смысле этого слова: пройти по следам неведомого и непонятного – пандемии, чтобы описать и, по возможности, понять ее последствия.
Впрочем, мир, может статься, вернется на рельсы «прогресса, роста, гуманизма и глобализма». Социология и это должна будет отразить. Если, конечно, такое заметят миллионы людей, находящиеся сегодня в стрессе и тревоге за свое здоровье, за своих близких, за свою судьбу.