• к-Темы
  • 31.07.20

Арт-директор концертных площадок: «В коллективе работают уникальные люди, и нам бы хотелось его сохранить»

Семен Гальперин, арт-директор концертных площадок «Дом печати» и Tele-club в Екатеринбурге рассказывает о борьбе за помещение клуба, необходимости сохранить команду и проблеме возврата билетов

qr-code
Арт-директор концертных площадок: «В коллективе работают уникальные люди, и нам бы хотелось его сохранить»

Концертная и событийная площадка «Дом печати» расположена в центре Екатеринбурга, в здании бывшей типографии «Уральский рабочий» – памятнике конструктивизма. Она включает в себя арт-пространство, концертный зал, кафе и бар. Обычно здесь каждый день происходят культурные события: лекции, кинопоказы, вечера фортепианной музыки и литературные чтения.

Tele-club – одна из крупнейших концертных площадок Екатеринбурга. За 13 лет работы в концертном зале прошло около 1000 концертов российских и зарубежных музыкантов, которые посетили более 1,5 млн зрителей.

Борьба за «Дом печати»

С началом пандемии концертные площадки по всей России закрылись, перенесли или отменили запланированные мероприятия. При этом команда сотрудников «Дома печати» и Tele-club не перестала планировать культурные события. Большинство артистов просто перенесли концерты на другие даты. Ближайшие ожидаются в сентябре.

«Дом печати» закрыт с 26 марта. По словам Семена Гальперина, первые три месяца пандемии у его команды уходило много времени и сил на защиту клуба. Арендодатель отказывался давать отсрочку по арендной плате, хотя в соответствии со статьей 19 федерального закона N 98-ФЗ он был обязан это сделать.

«Арендодатель не хотел выполнять правила нового законодательства, по которым мы имеем право на отсрочку как особо пострадавшая отрасль. Нас просто выгнали, а клуб опечатали. Иных способов решить проблему, кроме попытки оспорить это в суде, не было. Поэтому мы подали иск и ждем решения суда».

Арт-директор концертной площадки отмечает, что в ее обустройство были вложены огромные ресурсы, сделан первоклассный дизайнерский ремонт. У «Дома печати» множество заслуг в культурной сфере. Если клуб потеряет помещение, возродиться он уже не сможет, что существенно повлияет на культурную жизнь Екатеринбурга. 

««Дом печати» получал различные премии на конкурсах работы с архитектурным наследием и на конкурсах дизайнеров общественных пространств. Он находится в здании, которое является памятником конструктивистской архитектуры. Оно принадлежит не самому арендодателю, а государству в лице Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры. А арендодатель – посредник, который арендует помещение у государства и потом сдает».

Три месяца борьбы не прошли даром. В конце июня прокуратура Екатеринбурга обязала арендодателя предоставить «Дому печати» отсрочку по платежам. Но Семен Гальперин предполагает, что даже судебное решение – не гарантия того, что концертная площадка сможет остаться на прежнем месте. Арендодатель может не исполнить требование прокуратуры или не согласиться продлить договор аренды.

Возврат билетов – основная проблема концертных площадок

Поскольку в организации концертов задействовано большое количество подрядчиков и исполнителей, часть полученных за билеты средств уже были пущены в оборот. И клубы, и артисты понесут меньшие финансовые потери, если как можно меньше людей потребуют вернуть деньги за билеты, и как можно больше согласятся посетить мероприятия в другие дни.

Семен Гальперин говорит, что в первые месяцы пандемии проблема с возвратом билетов была наиболее острой. С одной стороны, некоторые зрители хотели вернуть деньги за билеты, потому что они могли им понадобиться на другие нужды. С другой стороны, концертная площадка оказалась в затруднительном положении, так как полученные средства уже были в обороте, и вернуть деньги за билеты большому числу людей было невозможно. Дилемма могла быть разрешена только законодательным путем: организаторам концертов следовало предоставить возможность оформить возврат не деньгами, а ваучерами.

«Если не принять никакого закона, то организаторы просто обанкротятся. Они не смогут ни вернуть деньги за билеты, ни провести мероприятия. В этом и заключается проблема. Если к промоутерским компаниям обратятся за возвратом денег за билеты даже 20% клиентов, те просто не смогут этого сделать».

6 июня 2020 года были утверждены новые правила обмена и возврата билетов на культурные мероприятия. Во всех случаях отправной точкой считается дата отмены ограничений. С этого дня организатор в течение 14 календарных дней должен объявить о перспективах проведения мероприятия. В случае переноса мероприятия объявляется его новая дата. Если определить ее в первые две недели невозможно, организатору дается на это шесть месяцев. При отмене мероприятия у владельцев билетов также есть шесть месяцев, чтобы обратиться за возвратом денег, на который отводится до 180 дней. 

Однако не всем такой вариант подходит. Даты мероприятия могут быть перенесены на несколько месяцев вперед, да и в кризис людям нужны деньги. Спланировать посещение концертов в таких условиях сложнее.

По словам Семена Гальперина, решить проблему помогает личное общение со зрителями. Зачастую люди входят в положение организаторов: понимают, что концерт состоится в другое время и готовы ждать. 

«У нас довольно большое для Екатеринбурга сообщество «ВКонтакте»: около 80 тыс. человек в группе Tele-club и 40 тыс. человек – в группе «Дома печати». Главный вопрос в группах: что с деньгами за билеты? Мы пытаемся связаться с людьми и объяснить, почему не надо возвращать билеты, и как это поможет нам и артистам. Многие отвечают, что подождут приезда любимых исполнителей».

Для того чтобы оставаться на связи с аудиторией, поддержать артистов и продолжать организацию музыкальных мероприятий, команда «Дома печати» и Tele-club совместно с «Наше радио» в Екатеринбурге провели онлайн-марафон под девизом «Я буду ждать свою музыку». В трансляции участвовали известные музыканты, а зрители могли подключиться в любой момент и слушать любимых исполнителей. На этом онлайн-деятельность компании не закончилась: было проведено также несколько вечерних прямых трансляций с сетами самых популярных диджеев города.

«Все началось с идеи руководителя нашего промоотдела. Главной проблемой оставалась сдача билетов – нам нужно было работать с аудиторией. 24 апреля прошел марафон «Я буду ждать свою музыку», в нем участвовали десятки артистов из многих городов. Стримы были со всех площадок. Потом мы стали проводить ежедневные трансляции в поддержку «Дома печати» с диджейскими сетами».

Для команды Семена Гальперина этот опыт стал уникальным и позитивным, позволил освоить новые навыки и попробовать себя в другой деятельности. Компания допускает, что это не последний опыт организации онлайн-концертов.

В организации концертов важнейшую роль играет команда

Как только будет возможность проводить живые концерты, компания сразу приступит к работе. Семен Гальперин отмечает, что в кризисные времена концертным компаниям важно не растерять команду. Во время пандемии многие сотрудники остались практически без работы. В «Доме печати» работает 150 человек, из них около 30 участвуют в организации мероприятий.

«В коллективе работают уникальные люди, и нам бы хотелось его сохранить. Кажется, что организация концертов – это не сложно: встретил артистов в аэропорту, привез в отель. На деле все гораздо сложнее. На рынке труда непросто найти людей, которые умеют делать концерты, ведь в этой работе очень много нюансов, особенно по промокампаниям. Есть всего пара факультетов и бизнес-школ, где этому обучают. Но чтобы стать настоящим профессионалом, после обучения нужна длительная стажировка или работа».

Организация концертов – довольно стрессовое занятие. Семен Гальперин говорит, что несмотря на проблемы, связанные с кризисом и отсутствием доходов, сейчас многие сотрудники чувствуют себя спокойнее, чем в обычные рабочие дни. Все, что сейчас остается – ждать, когда ситуация изменится и можно будет что-то планировать.

«Концертный бизнес – это постоянный стресс. Все время что-то случается: самолет не прилетел, артист заболел, билеты не продаются, концерт надо отменить. Каждые пять минут приходит какой-нибудь отрицательный стимул. Ты встаешь с утра, открываешь почту – а там 100 писем, из них 30 – о каких-то невероятных, вдруг возникших проблемах. И ты решаешь эти проблемы целый день».

С началом пандемии руководство договорилось с коллективом о работе на полставки – по четыре часа в день. Финансовой подушки безопасности у компании нет, поскольку денежные средства в постоянном обороте. Артисты, как правило, получают часть гонорара от клуба заранее – в формате предоплаты. У исполнителей средства также уже вложены в музыкальное оборудование, звукозапись, промоушен.

«Мы не знали, какова будет реакция сотрудников на наше предложение об урезании зарплат вполовину. Здорово, что они отнеслись с пониманием. Это говорит о том, что у нас хороший коллектив, болеющий за общее дело».

Комментарий исследователя

Бизнес в сфере организации культуры и досуга имеет свою специфику, предполагающую длинные цепочки подрядчиков и исполнителей, работающих по предоплате. Когда заниматься этим невозможно, компаниям приходится особенно тяжело. Только непрерывность работы обеспечивает стабильность бизнеса. Финансовой подушки, как правило, нет – средства в постоянном обороте.

В период пандемии организаторам концертов пришлось столкнуться с двумя серьезными проблемами. Обе связаны с людьми. Первая касается возврата денег за билеты. Часто зрители покупают билеты заранее. С началом пандемии и переносом концертов на неопределенный срок многие зрители захотели, чтобы им вернули деньги. Проблема была бы неразрешима без изменений в законодательстве и введения ваучеров, и повлекла бы банкротства большинства компаний в этой сфере. Ваучеры за билеты ввели, однако важной оказалась и работа с аудиторией, общение с людьми, понятная аргументация в пользу поддержки артистов и концертных площадок. 

Вторая проблема связана с сохранением коллектива, который на время пандемии лишился работы. Специалисты в сфере организации концертов и мероприятий во многом уникальны, обладают определенным опытом, знаниями и навыками, которые невозможно получить без практики, даже при наличии специального образования в этой сфере. Умение выстраивать работу с командой так, чтобы в трудной ситуации сотрудники отнеслись с пониманием к вынужденному сокращению рабочего дня и зарплаты, оказалось одним из важнейших качеств руководителя.

Екатерина Богомолова Дата проведения интервью 02.06.2020 года.

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2020 Фонд Общественное Мнение