Почему галереи смогли выдержать коронакризис и как пандемия изменила сферу ценителей искусства
Галереи оказались устойчивы к коронавирусу
Несмотря на закрытие выставок, галереи пережили пандемию сравнительно легко, а вот музеи оказались на грани вымирания, пишет издание Bloomberg. Владелец небольшой нью-йоркской галереи, где выставляются 10 художников и работают пять сотрудников, Джеймс Фуэнтес отмечает, что 2020 год оказался совсем не тем, о чем он мечтал. Но когда он подсчитал доходы и расходы своей галереи, то понял, что дела идут как нельзя лучше. «Я должен подчеркнуть, что все мы старались изо всех сил. Нам казалось, что это борьба за выживание, а потом пришел январь, мы оглянулись на прошедший год и подумали – о, Боже, это было действительно удивительно!», – говорит галерист.
После года пандемии в крупных и мелких галереях осознали, что их бизнес устойчив к коронавирусу. «Выяснилось, что даже при закрытых галереях и приостановке путешествий коллекционеры все равно хотят покупать предметы искусства. Я не аномалия. Я слышал, что и у других ребят дело пошло в гору», – говорит Дэвид Цвирнер, в нью-йоркском филиале галереи которого выставляются работы Джозефа Альберса и Джорджо Моранди.
До пандемии музеи и галереи действовали сообща, и их успех зависел от действий друг друга. Музейные выставки всегда придавали важности художникам из галерей, а попечители музеев часто помогали оплачивать приобретение новых работ. Тем временем галереи иногда брали на себя финансирование музейных выставок и могли способствовать получению ссуды.
Однако пандемия изменила ситуацию, и теперь перевес оказался на стороне галерей. Как отмечают в Bloomberg, покупка предметов искусства – это индивидуальная активность, а поход в музей – коллективная. «Мы живем в коммерческом мире, и мы поставляем продукт. Люди у нас что-то покупают, – говорит галерист Джеймс Кохан, который входит в консультативный совет Бруклинского музея. – Если некоммерческая организация существует в офлайне и если она закрыта, то доступ спонсоров к ней серьезно затруднен».
О том, какие потери пришлось понести музеям, читайте в материале «Удержались в рамке: почему арт-галереи оказались устойчивы к пандемии».
Пандемический год показал, что в условиях стресса события начинают развиваться с невероятной скоростью: вместо долгого эволюционного процесса в сфере искусства и коллекционирования проявилась ее революционная трансформация.
Эксперты индустрии отмечают, что впервые за долгое время на рынок пришло много новых покупателей особого типа – это люди, которые предпочитают приобретать онлайн. По некоторым оценкам, во время всемирного карантина среди ценителей искусства и предметов коллекционирования в интернете оказалось около трети новичков. У кого-то банально появилось время на просмотр сайтов аукционов и галерей, и эти люди заинтересовались определенными предметами. А кому-то в принципе более комфортно покупать в интернете, чем ходить по галереям.
Раньше традиционная арт-среда (аукционные и выставочные залы, светские мероприятия, арт-эксперты) казалась многим покупателям чересчур снобистской̆ и этим их отталкивала. Но благодаря развитию онлайн-проектов этим людям больше не пришлось погружаться в чуждую для себя атмосферу. Если покупатели предыдущих поколений привыкли к тесному контакту с арт-консультантами, то коллекционер нового формата – интроверт, он независим, для него комфортнее спросить Google, чем позвонить арт-дилеру.
Рост такого формата покупателей не остался незамеченным. Теперь все чаще, чтобы получить полные сведения о предмете, включая цену, достаточно зайти на сайт галереи. Кроме этого, увеличение числа покупателей̆ новой̆ волны спровоцировало большой поток онлайн-контента – вебинаров, обучающих курсов, мероприятий в формате public talk. Таким способом арт-дилеры стараются завоевать доверие новых клиентов, снова став их гидами в мире коллекционирования, но уже виртуальными.
Эксперты отмечают, что столь заметный приток новых лиц на рынок породил уникальную ситуацию. Впервые за много лет спрос на новые сервисы настолько опережает предложение, что многим галереям и аукционным домам приходится практически «на коленке», в авральном режиме создавать новые виды диджитал-продуктов. Поэтому сегодня мы можем наблюдать повсеместную разработку онлайн-кабинетов, виртуальных выставочных залов и просмотровых комнат, новых способов демонстрации объектов и оплаты услуг, новых видов информационного сопровождения сделок и других сервисов.
Подробнее о диджитализации арт-рынка в период пандемии вы можете узнать из материала «Революция интровертов: как пандемия коронавируса изменила арт-рынок».