Одна из ключевых тем исследований ФОМ в период пандемии – изменения в корпоративной культуре, правилах поведения и образе жизни руководителей компаний и их сотрудников. С сентября 2020 года мы начинаем второй этап исследования на эту тему
С апреля по июль 2020 года мы проводили интервью с руководителями компаний. Основной акцент бесед был сделан на действия бизнеса в период режима самоизоляции. Теперь внешние условия изменились: открылись торговые центры, кафе и рестораны, музеи, салоны красоты, границы некоторых стран. Также заметно снизился уровень стресса в обществе. Но пандемия продолжается, и некоторые ограничения сохранились: соблюдение дистанции, масочный режим, регулирование числа посетителей мероприятий.
Поэтому интервью, взятые в апреле–июле 2020 года, лишь частично отражают картину того, чем может закончиться текущий кризис для компаний. Многие из интервьюируемых считают, что пик пандемии пройден и ограничений деятельности бизнеса больше не будет. Однако есть те, кто не исключает второй волны и полагает, что новые ограничительные меры могут быть введены столь же быстро, как и в начале пандемии, благо опыт уже приобретен.
На основе рассказов руководителей бизнесов мы выделили шесть разных способов адаптации компаний к кризисной ситуации, вызванной пандемией коронавируса. Какие из них оказались более успешными, покажет время, а также второй этап нашего исследования. Его практическая значимость заключается в мониторинге состояния бизнеса для понимания наиболее эффективных и устойчивых способов адаптации.
Подробнее о способах адаптации компаний читайте в публикациях:
Пандемия меняет: способы адаптации компаний к новым условиям. Часть 1
Пандемия меняет: способы адаптации компаний к новым условиям. Часть 2
Пандемия меняет: способы адаптации компаний к новым условиям. Часть 3
Мы хотим узнать у героев прошлых интервью, что изменилось с момента нашего первого разговора: как поменялись условия работы, что они взяли с собой в новый этап, оправдались ли их ожидания.
Также мы панируем расширить набор кейсов, чтобы обнаружить «следы пандемии»: изучить новые бизнес-процессы и наиболее успешные практики адаптации, возникшие в условиях нашествия коронавируса и закрепившиеся в новой реальности.
Темы второго этапа исследования
Если вам есть что сказать по теме «Бизнес в условиях пандемии», пишите нам на почту petrenko@fom.ru (Елена Серафимовна Петренко, руководитель направления).