Изменение ситуации с начала апреля до конца мая
Приведены результаты четырех телефонных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.
За два месяца – с момента проведения первого опроса в начале апреля до четвертого опроса в конце мая – доля имеющих работу или подработку сократилась с 52 до 47% от всех респондентов. Доля относящих себя к безработным за это время выросла с 4 до 8%.
Если в начале апреля работающих на частных предприятиях (их мы и будем называть частниками) было 27% от всех опрошенных, то к концу мая – 21%. Доля занятых в некоммерческих организациях в принципе очень низкая (по 2% – в первых трех опросах, 1% – в четвертом), поэтому о ее динамике на основе наших данных судить невозможно. Доли работающих на полностью бюджетных (государственных) предприятиях и на предприятиях с частичным государственным участием практически не изменились и составляли 15–16% и 6–7% соответственно. Таким образом, сокращение занятости ударило в основном по работающим на частных предприятиях.
Под работниками бюджетных (государственных) предприятий подразумеваются те, кто обозначил свое место работы как «полностью бюджетное (государственное)» или «с частичным государственным участием», а под работниками частных предприятий – те, кто трудоустроен «на частном (негосударственном) предприятии» или в некоммерческой организации (НКО).
Ситуация с трудовыми доходами ухудшилась на всех предприятиях, но больше всего пострадал частный сектор.
Доля работников бюджетных предприятий, жаловавшихся на частичную потерю трудовых доходов в предыдущий месяц, выросла за весь период с 7 до 17%, частных и НКО – с 11 до 22%.
Совсем перестали платить зарплату 1% работников государственных предприятий и 5–8% занятых на частных, колебания последнего показателя находятся в пределах статистической погрешности.
О полной потере зарплаты свидетельствует и выбранная респондентами позиция «отправили в отпуск за свой счет». Так в каждом из опросов говорили 2–4% бюджетников, однако в силу невысокой доли затронутых работников изменения показателя не превышали статистической погрешности, поэтому какой-либо тренд выявить невозможно. Занятые же на частных предприятиях пострадали более заметно: доля отправленных в отпуск за свой счет составляла 12% в апреле и 15% в начале мая. Однако к концу мая об этом говорили уже реже, а именно 10% работников частных предприятий. Такое заметное снижение могло произойти как из-за выхода на работу после смягчения ограничительных мер, так и из-за потери работы теми, кто ранее был в отпуске за свой счет, а теперь пополнил ряды безработных, а потому не отвечал на данный вопрос.
Вопрос задавался работающим, подрабатывающим по найму и работающим пенсионерам. Он предполагал любое число ответов, поэтому сумма может отличаться от 100%.
Вопрос задавался работающим, подрабатывающим по найму и работающим пенсионерам. Он предполагал любое число ответов, поэтому сумма может отличаться от 100%.
За два месяца действия ограничительных мер в среднем четверть бюджетников говорили, что в предыдущем месяце они перешли на удаленный режим работы, а к концу мая доля выбравших этот вариант составила 28%. Среди работников частных предприятий о переходе на «удаленку» говорил каждый пятый сотрудник (19% в конце мая).
Доля отправленных в оплачиваемый отпуск самой высокой была в начале апреля, в первую неделю режима самоизоляции. Среди бюджетников в оплачиваемом отпуске оказался каждый пятый (21%), среди частников – лишь каждый восьмой (12%). По данным второго опроса, к концу апреля значение показателя заметно снизилось, очевидно, это обусловлено адаптацией организаций к новым условиям путем создания возможностей для удаленной работы. К концу мая доля упоминавших оплачиваемый отпуск среди бюджетников составила 14%, а среди частников – 8%.
Вместо оплачиваемого отпуска руководство частных предприятий было вынуждено гораздо чаще, чем руководство бюджетных предприятиях, отправлять своих сотрудников в отпуск за свой счет. Если среди бюджетников доля таких сотрудников составляла 2–4% на разных этапах действия ограничительных мер, то среди работников частных предприятий – 10–15%.
Около 2–4% работников частных и бюджетных предприятий брали больничный добровольно из-за карантина, еще около 1–2% работников сделали это вынужденно.
Следует заметить, что вопрос задавался о событиях на работе, произошедших в последний месяц, но некоторые респонденты, по-видимому, отвечали про более длительный период.
Вопрос задавался работающим, подрабатывающим по найму и работающим пенсионерам. Он предполагал любое число ответов, поэтому сумма может отличаться от 100%.
Вопрос задавался работающим, подрабатывающим по найму и работающим пенсионерам. Он предполагал любое число ответов, поэтому сумма может отличаться от 100%.
_______________
Источники данных: четыре всероссийских телефонных опроса граждан 18+ (метод CATI – Computer-assisted telephone interviewing), выполненных по заказу Банка России 2–10 апреля, 16–24 апреля, 30 апреля – 7 мая и 14–21 мая 2020 года. В каждом опросе – не менее 1500 респондентов, всего 6167 человек, 82 субъекта РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,0%.