• к-Темы
  • 24.03.21

Что-то пошло не так? – Говори: «Пандемия!»

О влиянии коронакризиса на правила ведения бизнеса

qr-code
Что-то пошло не так? – Говори: «Пандемия!»

В кризис меняются не только условия ведения бизнеса, но и сами правила игры. Каждый кризис вносит свою лепту в естественный отбор, добавляя новый «ген устойчивости» в своеобразную ДНК успешности предпринимателей. Именно понимание и быстрое освоение новых правил (а не только перераспределение ресурсов и подушка безопасности) обеспечивают гибкость бизнес-процессов, так необходимую в кризис. Однако наряду с новыми всегда существуют и некие универсальные деловые правила и «заповеди». Они могут принимать разные формы, но на них можно опереться во все времена и в кризисы любой природы. На что делают ставку владельцы малого бизнеса сегодня?  

В рамках проекта ФОМа «Социология малого бизнеса» была проведена серия интервью с предпринимателями из разных регионов, имеющими бизнес в самых разных сферах. На основе полученных материалов мы попытались проследить, как предприниматели адаптировались к новым рискам и меняющимся правилам игры. Понятно, что еще рано делать выводы о том, на каких «слонах» будут стоять новые отношения в сфере бизнеса. Но мы зафиксировали симптомы, которые могут свидетельствовать об их изменении.

Игра по правилам и без

Даже для опытных предпринимателей нынешний кризис стал беспрецедентным именно с точки зрения ясности правил ведения бизнеса. Ситуация менялась стремительно. Планирование и просчет рисков стали практически невозможны (по крайней мере, на отдаленную перспективу). Сыграло важную роль и то, что в жизнь малого бизнеса пришлось включиться государству на уровне самых разных органов управления. Вот как описывает свое восприятие ситуации коронакризиса владелец бизнеса в сфере юридических услуг из Краснодарского края.

Причины респондент видит не столько в самой природе кризиса, смешавшего все карты, сколько в зыбкости существовавших правил. Государственные установления, как видно из рассуждений этого предпринимателя, и до пандемии не воспринимались в сегменте малого бизнеса как превалирующая и авторитетная система регулирования. Высокий уровень институционального доверия – это не про российский малый бизнес.

Пусто место свято не бывает

Мгновенное устаревание годами складывавшейся системы формальных и неформальных правил происходит сегодня одновременно с актуализацией неформальной стороны взаимодействия в секторе малого бизнеса. Но неформальные правила – это далеко не всегда то же самое, что теневые или нелегальные. Цена доверия, порядочности, умения держать слово под влиянием кризисных обстоятельств только растет. Однако выражаться эта величина может в самых разных формах.

Пандемия – это как погода

В картине мира представителей малого бизнеса вторжение в их деятельность пандемии и государства с его попытками как-то стабилизовать и регулировать ситуацию оказались рядоположены. Рядоположены как по силе воздействия, так и по основному вектору (и то, и другое влияние часто оценивалось как дестабилизирующее). Неопределенность, непредсказуемость – одна из главных характеристик текущего состояния дел малого бизнеса. Остается принимать сегодняшнюю ситуацию как данность, как погоду за окном.

1/3

Лакмусовая бумажка – диджитал

Одно из значительных изменений в системе правил ведения бизнеса – перевод операций в диджитал. Под воздействием требований рынка (см., например, наш материал «Волшебный пинок») и административных предписаний (введение онлайн-касс в 2017–2019 годах, закрытие офисов налоговой службы и других государственных органов в период локдауна) малый бизнес начал эти правила осваивать, а также выстраивать соответствующие практики. Пандемия только ускорила этот процесс, задав ему жесткие рамки.

 

Отношение предпринимателей к необходимости работы в диджитал-формате можно рассматривать как один из индикаторов гибкости, своего рода тест на способность быстро адаптироваться и играть по-новому. Но, судя по рассказам респондентов, что для одного – спасение, для другого – тяжкое испытание.

1/3

Между молотом и наковальней

Предприниматели говорили, что в разгар пандемии малый бизнес оказался между «молотом» ужесточившихся условий рынка и «наковальней» требований различных органов государственного управления.

Например, непростую ситуацию описал владелец предприятия в сфере общественного транспорта. В период локдауна, при практически иссякшем пассажиропотоке, когда «блокировались карты, вводились пропуска, людей высаживали, школьников высаживали, люди никуда не ехали…», по текущему законодательству предприниматель обязан был работать на маршрутах. Приходилось «гонять вхолостую», практически не получая дохода, не имея возможности пойти против правил.

Но это лишь одна сторона дела. Другая в том, что деньги на топливо и оплату сотрудникам из государственного бюджета не выделялись. «Этим даже никто не озадачился, сетует предприниматель, потому что у нас люди, которые руководят на сегодняшний день, не имеют представления, что нужно для транспорта, как транспорт работает, какой объем денежных средств, потому что они не профессионалы». Тем временем рынок со своими правилами не преминет все расставить по местам: удержать сотрудников без зарплаты на несколько месяцев очень сложно, особенно если учитывать специфику транспортного бизнеса. Но если с коллективом еще можно договориться, то формат взаимоотношений с другими участниками рынка (например, топливными компаниями) остался прежним. Скидок на какие-либо «пандемийные обстоятельства» рынок не делает: в обмен на обещания заправить бензобаки топливом вряд ли получится. 

В схожем положении, между Сциллой рынка и Харибдой государственных установлений, оказался предприниматель из Тулы, занимающийся хлебобулочными изделиями. Цены на продукты на самом высоком государственном уровне было предписано не повышать, в то время как издержки били все рекорды. И здесь малый бизнес со своими скромными оборотами, конечно, проигрывает крупным игрокам.

В ходе интервью предприниматели говорили, что свои выводы по итогам событий уже сделали, чего, по их мнению, нельзя сказать о государстве. Ясность правил игры важный запрос со стороны малого бизнеса.

Спасти контрагента

Потерять бизнес в России из-за в одночасье изменившихся правил можно не только в ситуации пандемии. Подобный опыт, однажды приобретенный владельцем консалтинговой фирмы, лег в основу его собственной стратегии трансформации и переопределил взгляды предпринимателя на правила ведения бизнеса.

Усвоенные уроки выживания пригодились в пандемию не только самому предпринимателю, но были использованы, чтобы помочь оправиться от шока многим коллегам по отрасли. В самый разгар кризисных событий его фирма проводила обучающие мастер-классы, предоставляла собственные медиаресурсы для партнеров и даже конкурентов бесплатно.

Пандемия актуализировала значимость репутационного капитала компаний настало время конвертировать его в реальные, измеряемые скидки и взаимовыгодные договоренности с контрагентами. Практики «лояльностей» один из способов выжить в кризис, чем-то схожий с «водяным перемирием» в суровых законах джунглей. Это особенно заметно в том, как респонденты описывают отношения арендатор арендодатель. Конечно, многим договориться не удалось, но вот в следующем примере получилось.

Вывели для себя правила

Посчитав, что освоить новые правила игры разумнее, чем воевать с ветряными мельницами пандемии, некоторые предприниматели стали переводить бизнес на новые рельсы. Это оказалось непросто. Например, консалтинговой фирме пришлось заменить 95% услуг на новые, по сути обнулив один из основных активов – репутационный капитал, который теперь придется наращивать заново. Стоила ли игра свеч – покажет время, но пока такое сложное решение обеспечило компании рост во время пандемии.

С изменением ситуации на рынке и трансформацией бизнеса предприниматель корректирует и свое взаимодействие с его участниками (клиентами, партнерами, конкурентами). Гибкость касается лишь тактики, стратегия почти не меняется. Бизнес-среда снова наполнена духом соревновательности, но все же остается в границах здоровой конкуренции.

Интересно, что выводы, сделанные разными предпринимателями относительно того, по каким правилам играть, различаются зачастую лишь по способу выражения, а содержание имеют схожее.

1/3

Юлия Османова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ