Чем грозят изменения в налогообложении и зачем государство вводит цифровой профиль
Упрощенка спасет не всех
С 1 января 2021 года в России отменен единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Этот специальный налоговый режим был введен в 1998 году и уменьшал налоговую нагрузку на предприятия. Управляющий партнер аудиторско-консалтинговой группы «АИП» Сергей Елин объясняет, как это может повлиять на малый бизнес в России.
Эксперт отмечает, что оценить эффект от подобных изменений можно будет не раньше лета 2021 года, а в полной мере они проявят себя к концу года. Для этого надо будет сопоставить две цифры: сколько малых и средних компаний в одном сегменте закрылись и сколько появились. Сейчас бизнес будет переходить на другие специальные режимы налогообложения, самым привлекательным из которых является так называемая упрощенка, когда платится 6% налога с доходов. Однако и здесь есть подводные камни. ЕНВД был хорош отсутствием лимита по размеру оборота, а сам он составлял от 3 до 6% в зависимости от вида деятельности компании. И те предприятия, которые хотят воспользоваться упрощенкой, должны иметь оборот до 150 млн рублей в год. В 2021 году будет действовать послабление: при обороте до 200 млн рублей компания будет платить налог в размере не 6, а 8%. Тем, кто превысит эту цифру, придется выживать в рамках общей системы налогообложения, где платежи составляют порядка 50%.
Сергей Елин говорит, что отмену ЕНВД было бы разумно обсуждать применительно к каждой отрасли. Например, аптеки точно пострадают от этих изменений, так как у них большие обороты и упрощенка им не светит. Эксперт отмечает, что диалог еще идет, и важно помнить, что меньшая налоговая нагрузка дает больше стимулов к развитию бизнеса, что, в конечном счете, ведет к повышению поступлений в бюджет.
Подробнее об изменениях в налогообложении читайте в материале «Реальные масштабы бедствия определятся к лету».
Минэкономики до конца 2021 года планирует запустить экосистему для поддержки малого и среднего предпринимательства. Ее основой станет цифровая платформа, она уже работает в тестовом режиме и на ней присутствуют 197 видов услуг, которыми предприниматели воспользовались 31 тысячу раз.
Экосистема основывается на цифровом профиле субъекта малого и среднего бизнеса, своеобразном индексе цифровой репутации. Официальные данные о компании будут подгружаться в профиль автоматически после регистрации. Участники экосистемы – банки, маркетплейсы, бюро кредитных историй и медиапорталы – также станут снабжать информацией цифровые профили СМП. Сами субъекты тоже смогут предоставлять сведения об операциях и используемых услугах. Все эти данные позволят Минэкономики адресно подбирать меры поддержки для малых и средних предпринимателей: платформа сможет способствовать развитию компаний с помощью персонализированных рекомендаций.
Глобальная цель экосистемы – предоставить суперсервисы, то есть пакетные решения для субъектов малого и среднего предпринимательства в зависимости от ситуаций, в которых те находятся. Эти сервисы будет включать кредиты, образовательные услуги, госсзакупки и т. д. Для этого планируется осуществить интеграцию с профильными министерствами, банками и институтами развития.
Больше деталей о цифровой экосистеме для малых и средних предпринимателей вы найдете в материале «Малый бизнес выгружают на платформу».