Инициатор проекта COVIDREHAB – о восстановлении пациентов после коронавируса
Ильмира Гильмутдинова – врач-трансфузиолог, заведующая отделом биомедицинских технологий в Национальном медицинском исследовательском центре реабилитации и курортологии, инициатор проекта COVIDREHAB
Карантин и самоизоляция весной отразились и на работе нашего центра. Если раньше в медицинской реабилитации упор был больше на травматологию и неврологию (таких пациентов было больше всего), то сейчас к нам в центр обращаются и пациенты после перенесенной пневмонии.
В начале пандемии меня стали спрашивать: «Я переболел ковидом. Что делать дальше?» Невозможно оставаться спокойным, когда не знаешь, что это и какие последствия могут быть у коронавирусной инфекции. Сначала обращались друзья, знакомые, а дальше – друзья друзей, подписчики в социальных сетях. Потребность в реабилитации была высокой, но режим самоизоляции продолжал действовать. Поэтому единственным выходом из сложившейся ситуации была дистанционная реабилитация. Совет молодых ученых Национального медицинского исследовательского центра реабилитации и курортологии Минздрава России решил реализовать такой проект.
Нам помогла компания «Айпат», резидент «Сколково». По нашим запросам там за короткое время разработали платформу для дистанционных занятий ЛФК с пациентами, переболевшими COVID-19. Сейчас компания получила грант «Сколково» на дальнейшее развитие проекта. В начале мая мы запустили COVIDREHAB и начали набирать пациентов. В этом нам помогали коллеги из других медицинских учреждений.
Это социальный проект, абсолютно бесплатный. Мы принимаем на онлайн-платформу всех пациентов, которые переболели COVID-19. Также человек может получить возможность пройти реабилитацию в медицинских учреждениях, оказывающих услуги по соответствующему профилю. Хорошо, что у нас есть система ОМС и наши пациенты за это не платят (хотя есть и те, кто выбирает коммерческие медицинские организации по профилю «реабилитация»). В нашей стране это очень ценно, и я знаю опыт других стран – он не так хорош.
Однако не каждый пациент знает о такой возможности. Многие из них говорят: «Нам некуда обратиться, нами никто не занимается, нас не восстанавливают, нам в поликлинике ничего не назначили по реабилитации». Но участковые врачи и не должны заниматься медицинской реабилитацией, они должны в первую очередь лечить. У врача поликлиники столько пациентов ежедневно проходит, что иногда просто нет времени ознакомиться с новой информацией.
По вопросам реабилитации всегда готовы помочь врачи соответствующего профиля и наш проект COVIDREHAB. Сейчас у нас уже больше 1500 пациентов, есть филиалы в некоторых городах России, где наши коллеги, партнеры, другие медицинские учреждения на нашей платформе самостоятельно занимаются со своими пациентами, разгружая, в свою очередь, нас.
На платформе пациент получает полноценные онлайн-занятия ЛФК, лекции по питанию, восстановлению дефицитов, психологическую поддержку, возможность общаться с врачом медицинской реабилитации, в том числе задавать вопросы по восстановлению после ковида. Если у человека есть какие-то противопоказания для онлайн-занятий ЛФК и мы не уверены, что он будет хорошо переносить дистанционные занятия без контроля специалистов, мы предлагаем ему реабилитацию в стационарных условиях. Тем, кто прошел онлайн-занятия, мы также предлагаем пройти программу медицинской реабилитации в нашем центре либо в наших филиалах, в том числе в санаторно-курортных учреждениях, например, в Подмосковье, Ессентуках, Геленджике, с использованием климатических возможностей регионов.
Раньше мы не думали, что постковидный синдром может быть таким длинным и насыщенным по симптоматике, но сейчас мы видим, что последствия ковида могут проявляться абсолютно по-разному. Кто-то спустя три месяца продолжает жаловаться на одышку, кто-то – на субфебрильную температуру, на головные боли, на депрессию, на панические атаки и т. д. И подходы к восстановлению тоже должны быть комплексные и разнообразные, но в их основе всегда будет ЛФК. Мы делаем упор на питание, на общеукрепляющие занятия ЛФК, на дыхательную гимнастику, на диафрагмальное дыхание и даем советы по немедикаментозным методам восстановления после коронавирусной инфекции.
Наши пациенты каждый раз заполняют анкету переносимости занятий. Некоторые пишут, что, например, они неделю назад проходили без одышки максимум 100 шагов, а сейчас, благодаря нашим занятиям, могут пройти 5000 шагов. Кроме того, пациенты отмечают, что вроде бы занимаются легкими, а у кого-то из них перестала болеть спина, кто-то стал лучше спать, – это комплексный подход ко всему организму.
Согласно уже опубликованным научным данным, все изменения психологического плана связаны все-таки с неврологическими причинами, но в междисциплинарной бригаде по реабилитации обязательно должен быть психолог. Основной страх – повторно заболеть, причем тяжелее, чем в первый раз, поэтому пациенты боятся потерять антитела, которые достались им после заболевания. Для них психологически тяжело переносить снижение иммуноглобулинов G в организме. Также пациенты боятся, что постковидный синдром останется надолго, надолго останутся панические атаки, бессонница, субфебрильная температура, ухудшение памяти и т. д. Что это все не пройдет никогда. Их это пугает, и тут очень важна работа психолога: объяснить, что все решаемо, все восстанавливаемо и нужно просто правильно работать над собой, не запускать себя, не пускать на самотек, заниматься реабилитацией.
Даже тем, кто переболел в легкой форме, я пытаюсь донести, что нужна реабилитация. Некоторые воспринимают как само собой разумеющееся, могут просто не обращать внимания и не связывать никак с ковидом, например, бессонницу – ну, подумаешь, перенервничал из-за вируса. При этом некоторые пациенты действительно не имеют никакого постковидного синдрома: они переболели ковидом средней степени тяжести, но жалоб у них никаких нет.
Любого пациента, который приходит к нам в центр, мы рассматриваем и с точки зрения научного подхода на нашей платформе COVIDREHAB. Из этого вытекают патенты и научные статьи. У нас есть отдел международного сотрудничества и плотная связь со специалистами медицинской реабилитации из других стран: Италии, Германии, Китая и т. д. На основе проводимых исследований врачи-клиницисты выстраивают более правильную тактику ведения пациента – как на этапе профилактики, так и на этапах лечения и реабилитации.
Это интервью демонстрирует пример самоорганизации медицинского сообщества в условиях пандемии: специалисты увидели системную проблему реабилитации пациентов, переболевших ковидом, и отреагировали собственным проектом для ее решения, а после первоначального успеха стали развивать и масштабировать его. Судя по рассказу Ильмиры Гильмутдиновой, реабилитация относится к наименее популярным сферам медицины, она редко попадает в поле зрения пациентов и медиа. В подобном ключе высказывались в других наших интервью представители превентивной медицины. Если превентивная медицина работает с предпосылками заболевания, то реабилитация – с его последствиями. Россияне же, по словам врачей, прибегают к медицинским услугам скорее в момент болезни, когда «уже прижало», пренебрегая своим здоровьем в прочее время. Это роднит две эти области, располагающиеся на разных концах «временной шкалы болезни».