Как предприниматели и парламентарии проявляют себя в социологических исследованиях пандемии
Предприниматели в нашей стране относятся к сложно доступной для исследований группе. И не только по причине их малочисленности в общей совокупности населения, но и в силу самой специфики бизнеса: о делах не принято говорить в ином жанре, чем история успеха. Но, как выяснилось в ходе нашего исследования, грубое англоязычное Mind your own business (что дословно переводится как «Занимайся своим делом», а ближайший русский аналог – «Не лезь не в свое дело») не очень-то свойственно российскому малому бизнесу, а вот парламентариям – вполне.
Пандемия задала дистанции в самых разных отношениях, и далеко не всегда они измерялись в метрах. Межрегиональный исследовательский проект по изучению самочувствия малого бизнеса в пандемию стартовал в конце мая 2020-го – в самый разгар первой волны. Приступать к нему было волнительно: готовы ли предприниматели делиться своими трудностями с исследователями, как повлиял коронакризис на уровень открытости бизнеса, насколько откровенны и эмоциональны будут бизнесмены по сравнению с другими социальными группами?
В июне 2020 года межрегиональная исследовательская группа, объединившая 24 независимых социологических центра, включая ФОМ, провела исследование малого бизнеса во время пандемии. В тот период на большей части страны действовали строгие ограничительные меры. Исследователи, используя дистанционные методы – онлайн-фокус-группы и глубокие онлайн-интервью, – опросили 109 предпринимателей из 22 регионов и 30 наиболее пострадавших от коронавируса отраслей.
Еще одна группа опасений исследователей была связана с тем, что инициативный формат проекта не предполагал выплат предпринимателям-информантам. Повлияет ли отсутствие денежного вознаграждения на готовность людей участвовать в онлайн-фокус-группах, или не гонорар и его размер все определяют?
Кроме того, большинство региональных исследовательских компаний – участниц проекта сами являются представителями малого и среднего бизнеса, то есть теоретически исследователи были для изучаемых компаний потенциальными конкурентами или партнерами. Это также требовало усилий по соблюдению «исследовательской дистанции».
В первые месяцы пандемии много говорилось о росте солидарности в обществе. По мере того как люди все больше отдалялись друг от друга физически, переходя в режим социального дистанцирования и самоизоляции, они становились ближе друг другу в плане единства оценок происходящего, единства гражданской позиции. Эти проявления солидарности фиксировались и в данном исследовании. Предприниматели рассказывали о случаях, когда их клиенты мобилизовали собственных друзей и знакомых, чтобы поддержать, например, любимый салон красоты в трудное время. Практики работы «в тени» также предполагают более высокий уровень доверия между гражданами.
По оценке коллег, участники дискуссий обсуждали все темы свободно и открыто, без всяких опасений и скованности. Не было таких вопросов, на которые информанты не захотели отвечать. В ходе фокус-групп обсуждались истории бизнесов всех участников, проблемы отрасли и помощь со стороны государства, перспективы малых и средних компаний в России, эмоциональное состояние самих предпринимателей в момент, когда граждан отправили на самоизоляцию. Все аспекты жизни российского бизнеса обсуждались прямо, открыто и хлестко. Самыми открытыми и самыми лояльными информантами оказались представители маленьких компаний. Хотя малый бизнес в стране на несколько месяцев почти замер, они строили планы и реально оценивали перспективу предпринимательства в России, причем свободно излагая свои взгляды, критически высказываясь в адрес властей.
Через несколько дней после фокус-группы с предпринимателями, уже в рамках обычного коммерческого проекта, нашей исследовательской компании довелось провести аналогичную групповую онлайн-дискуссию с членами одной из парламентских партий. Как будто специально для контраста, участники «партийной» группы наперебой говорили о продуманных и слаженных мерах партии по борьбе с коронавирусом. Справедливости ради следует отметить, вознаграждения информанты-партийцы тоже не получали. Но если соотнести степень открытости и критичности высказываний участников этих двух фокус-групп, то у предпринимателей представление о происходящем в стране было более полное, а оценка дальнейшего развития ситуации в экономике и обществе в целом – более обоснованная. Партийные же эксперты, будучи связаны корпоративной этикой и партийной дисциплиной, демонстрировали единообразие мнений, их суждения были менее критичными.
И в опросах населения, и ходе отбора информантов для фокус-групп и глубинных интервью встречаются люди, готовые поделиться своим мнением, и те, кто настроен категорически негативно; убежденные в том, что ответы на вопросы анкеты – это социальная и гражданская ответственность, и уверенные в том, что «эти ваши опросы никому не нужны»; те, кто охотно делится мыслями и рассказывает о проблемах, не жалея на это времени, и пересчитывающие каждый свой час в рубли.
Мы часто говорим интервьюерам, что во время опросов приходится учитывать гражданскую позицию наших информантов. Мягкая, ненавязчивая апелляция к гражданской позиции, фразы типа «к кому еще обращаться с вопросами, как не к тем, кто живет в стране, видит и оценивает все, что здесь происходит», ни к чему не обязывают, но лишними не будут. Иногда дремлющей гражданской позиции предпринимателя достаточно такого небольшого стимула.
Автор доклада – Ольга Изосимова, маркетинговое агентство Exact Poll (Санкт-Петербург)