Как отражаются экономические последствия пандемии на людях с разным материальным положением
В материале приведены результаты 49 ежедневных телефонных опросов к-Зонда, проведенных в период с 26 марта по 13 мая.
Более половины наших сограждан оценивают свое материальное положение как среднее, чуть меньше трети – как плохое или очень плохое (28–30%), немногие (11–15%) – как хорошее или очень хорошее. В течение последних полутора месяцев эти показатели остаются стабильными (за исключением первой точки опроса – последней недели марта, когда доля негативно оценивающих свое финансовое состояние выросла с 23 до 30%).
Россияне с разной оценкой своего материального положения различаются по нескольким важным социальным и демографическим параметрам: среди ощущающих себя наиболее благополучными больше молодежи и людей с высшим образованием, а также называющих свое здоровье хорошим. Среди «середняков» – немного большое пожилых людей и неработающих пенсионеров. Среди респондентов с плохим материальным положением больше людей среднего возраста (31–60 лет), а также безработных и тех, кто считает свое здоровье плохим. Таким образом, три эти группы ощутимо различаются по уровню ресурсности, а значит, по возможностям противостоять экономическим проблемам, вызванным пандемией.
Экономические проблемы, связанные с пандемией, предсказуемо бьют в первую очередь по бедным, в то время как обеспеченные россияне переживают их сравнительно спокойно. Так, среди оценивающих свое материальное положение как плохое 70% говорят о снижении доходов семьи и только 22% – о том, что им удается удерживаться на текущем уровне. Среди россиян с хорошим материальным положением соотношение обратное: 27% сообщают о финансовых потерях, тогда как большинство (67%) сохраняют финансовый статус-кво. Среди людей со средним материальным положением это соотношения составляет 43% (потерявшие в доходах) к 55% (доходы не изменились).
Совершенно очевидно, что и сами потери в доходах по-разному переживаются людьми с разным уровнем жизни: бедные в большинстве своем вынуждены еще больше экономить (63%), тогда как относительно благополучные прибегают к подобным мерам намного реже (22%).
Потери в доходах у большинства россиян связаны с проблемами на работе, и в группе наименее обеспеченных они выражены сильнее всего. Здесь каждый четвертый работник из-за эпидемии не работает и не получает зарплату, 72% боятся ее потерять, каждому третьему сократили зарплату, еще 41% опасается, что это произойдет в ближайшем будущем, 35% беспокоятся, что предприятие, на котором они работают, с высокой вероятностью может закрыться.
У обеспеченных россиян ситуация самая благоприятная: в группе с хорошим материальным положением только 4% говорят о потере работы, лишь 8% – о сокращениях зарплаты. В группе со средним материальным положением эти доли составляют соответственно 5 и 12%. Самые благополучные россияне наиболее уверены в будущем (хотя тревожность у них также присутствует). Здесь только 31% опасается увольнения, 25% – сокращения зарплаты, 9% считают высоким риск закрытия своего предприятия. Люди со средним материальным положением смотрят в будущее с большей тревогой: здесь соответствующие доли составляют уже 51, 43 и 13% опрошенных.
*Вопрос задавался всем работающим, кроме тех, кто на вопрос «Некоторые предприятия перешли на удаленный режим работы. Вы работаете так же, как и до эпидемии, или в режиме вашей работы что-то изменилось? Если изменилось, то что именно?» выбрал варианты ответов «временно не работаю в связи с эпидемией, но получаю часть зарплаты» или «временно не работаю в связи с эпидемией и не получаю зарплату, лишился(-ась) дохода».
Таким образом, данные опроса позволяют заключить: людей с хорошим материальным положением проблемы с финансами и заработком в ситуации пандемии пока касаются мало, а если до этого и доходит, то в целом у этой группы населения есть достаточный социальный и финансовый ресурс, чтобы с ними справиться.
Люди со средним уровнем материального положения уже в большей мере затронуты экономическими проблемами из-за пандемии. Поскольку в этой группе треть – это пенсионеры, то есть люди с гарантированным (и, судя по их оценкам, удовлетворительным) доходом, им легче переживать текущую ситуацию. Трудоспособные граждане из этой группы уже начинают сталкиваться с проблемами, но в целом их положение пока относительно устойчиво. Наиболее уязвимые – это самые необеспеченные, по ним кризис уже ударил сильнее прочих, особенно по трудоспособной части этой группы. И именно они в первую очередь нуждаются в различных мерах государственной и социальной поддержки.
Оговоримся, что вышеприведенные данные и соображения основаны на результатах опросов конца марта – середины мая и отражают ситуацию именно этого этапа пандемии. В будущем ситуация может измениться, и наша задача – наблюдать и фиксировать эти изменения.
Источник данных: всероссийский опрос населения 18 лет и старше. Ежедневно опрашиваются 450 респондентов. Ежедневный расчет на суммарной выборке 1350 респондентов за три последних дня. До 11 апреля ежедневно опрашивались 300 респондентов, ежедневный расчет делался на выборке 900 респондентов. Метод опроса: телефонный опрос. Статистическая погрешность для данных по РФ не превышает 3,9%. В публикации приводятся слитые данные опросов с 26 марта по 13 мая 2020 года, всего 20 518 респондентов.
Данные по вопросам про работу (последние четыре графика) представлены по результатам опросов с 17 апреля по 13 мая 2020 года.