• к-Темы
  • 05.05.20

Дистанционное образование: впечатления школьников и родителей

Мнение родителей об онлайн-обучении – как это сказывается на уровне знаний детей и с какими трудностями им пришлось столкнуться

qr-code
Дистанционное образование: впечатления школьников и родителей

Школы первыми среди учебных заведений перешли на дистанционное обучение из-за эпидемии коронавируса. Но не без проблем: образовательные платформы часто работают некорректно, уроки срываются хакерами, а СМИ размещают рекомендации родителям, как не превратить обучение на дому в каникулы.

27 апреля о проблемах, возникших при переходе на дистанционное образование, рассказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов: по его словам, учеба на дому оказалась «шоком» и «мучением», в чем он убедился на примере собственной дочери-школьницы.

В середине апреля ФОМ провел опрос, темой которого стал опыт дистанционного образования школьников. Три акцента, которые мы посчитали важными для осмысления этой проблематики: наличие необходимых условий для учебы на дому, качество образования и отношение детей к новому формату обучения.

При отборе респондентов учитывались два критерия: первый – опрашивались только россияне, в семье которых есть проживающие вместе с ними школьники; второй – эти школьники были на дистанционном обучении. Таких опрошенных в выборке, репрезентирующей население России, оказалось 33% (общий объем выборки – 1000 человек). Все данные мы будем приводить в процентах от этой группы (а не от населения России).

Условия онлайн-обучения на дому

47% участников опроса, в семьях которых есть школьники, сказали, что основное устройство ребенка для дистанционного обучения – стационарный компьютер или ноутбук. 34% опрошенных сообщили, что для онлайн-обучения используется смартфон, 6% – что планшет. При этом только в половине случаев (50%) техническое средство – личная собственность ребенка, а 41% сказали, что устройство принадлежит и другим членам семьи. Последний ответ чаще встречается в семьях, где не один школьник, а несколько, и значит, можно предположить, что детям приходится делить между собой компьютер, планшет или смартфон. Об этом, собственно, говорят респонденты в ответах на открытый вопрос (где они сами формулируют ответ, а не выбирают из предложенных вариантов) о трудностях онлайн-обучения: «надо помочь многодетным семьям в обеспечении индивидуальными средствами учебы», «…один компьютер на двоих, во время учебы и работы дележка компьютера» (далее в тексте ответы респондентов на открытые вопросы выделены курсивом).

63% родителей учеников считают, что школа смогла успешно перейти на дистанционный формат обучения, 17% – что нет. Интересно, что реже других первый ответ дают москвичи (48%), чаще других – жители миллионников (среди них данный ответ выбрали уже 80%). Возможно, это объясняется большей сложностью и разнообразием образовательных практик в столице, а значит, разница между «было» и «стало» более заметна.

К основным сложностям дистанционного обучения респонденты относят затрудненные коммуникации с учителем: зачастую общение с ним сводится к «переписке», преподаватели не объясняют новые темы, не дают «обратную связь», разобраться в новом материале без объяснений учителя невозможно («проблемы с пониманием новой программы, новой темы», «в школе им объясняют, а здесь ничего не объясняют»). Как итог функции преподавания ложатся на родителей, которые оказываются к этому не готовы («материал, который преподавался учителями, преподается родителями. Никто не работает с детьми, высылают домашку – и все»).

Проблему «исключения» учителя из процесса обучения некоторые респонденты связывают с нехваткой технических средств у преподавателей: «средство связи для преподавателей – не у всех оно есть, исходя из их зарплаты» Многие жалуются на плохое интернет-соединение и плохую работу образовательных сайтов, официально рекомендованных для онлайн-учебы: «сайты не грузятся», «связь постоянно перегружена, задания очень тяжело отправлять, приходится ночью или рано с утра отправлять», а также на общий хаос и «неразбериху» в образовательном процессе. Нет единой образовательной платформы, упорядочивающей процесс учебы, нет гибкого / удобного графика занятий, нет регламента сдачи / проверки домашних заданий.

Качество образования

Так как участие важнейшего актора учебного процесса – учителя – резко сократилось, неудивительно, что почти половина респондентов (47%) считают: с переходом на дистанционное образование учебная нагрузка на ребенка увеличилась, «потому что обучаются дети фактически по книжкам самостоятельно». 16% считают, что нагрузка стала меньше, чаще всего такой точки зрения придерживаются в семьях старшеклассников. Только четверть родителей школьников считают, что нагрузка на ребенка осталась прежней.

Половина респондентов (55%) сказали, что на онлайн-обучении оценки ребенка не изменились, 17% – что они улучшились, и 6% – что ухудшились. Но хотя в целом формальная успеваемость осталась прежней, 66% опрошенных считают, что переход на дистанционное образование негативно сказывается на уровне знаний школьников, чаще остальных такой позиции придерживаются в Москве и других городах-миллионниках. Только 11% считают, что дистанционное образование сказывается на уровне знаний положительно (16% – что никак не сказывается).

Больше половины родителей школьников (55%) отметили, что в связи с переходом на дистанционное обучение у ребенка возникают сложности в учебе. Помимо роста учебной нагрузки и нехватки объяснений учителя, респонденты говорят о проблемах восприятия информации от «машины», а не человека, о нехватке усидчивости и мотивации у детей: «дети не привыкли воспринимать информацию в таком формате, их много лет учили получать информацию от человека к человеку», «он дома на все отвлекается: кто прошел, кто чихнул. Нет контроля – в школе лучше, мобилизованней»).

Отношение детей к новому формату обучения

64% респондентов уверены: учиться на дому ребенку нравится меньше, чем в школе. По мнению респондентов, это объясняется, в первую очередь, нехваткой общения с одноклассниками («ей хочется в школу, скучает по одноклассникам, хочет видеться с ними»). 81% говорят, что ребенок скучает по живому общению со сверстниками, только 10% сообщают, что их дети по одноклассникам не скучают. Следующий важный фактор – непонимание учебного материала, сложности с разбором новых тем. В конце концов, опрошенные говорят, что дома детям «сидеть скучно», у них много свободного времени, которое «некуда деть».

18% родителей (или других родственников школьников) считают, что ребенку больше нравится обучение на дому, чем в школе. Главные аргументы давших такой ответ сводятся к гибкому графику обучения, возможности высыпаться по утрам и к снижению учебной нагрузки («не надо ходить в школу, тащить учебники и рано вставать», «сам время распределяет, как это делать», «уроки делает за полчаса, а когда ходил в школу – полдня и больше»).

Стоит отметить, что старшеклассники, судя по репликам их родителей, лучше относятся к дистанционному формату обучения и меньше скучают по «живому» общению с одноклассниками. Впрочем, родителей старшеклассников в выборке недостаточно, чтобы утверждать это с полной уверенностью.

Судя по данным опроса, школьная инфраструктура оказалась неподготовленной к форсированному переходу к дистанционному образованию. Помимо неудовлетворенности базовыми условиями для обучения (вроде наличия рабочей техники у детей), сейчас в России нет отработанных методик онлайн-преподавания, нет единых удобных баз и образовательных платформ, не отлажена коммуникация между учениками и преподавателями. Поэтому неудивительно, что мнения респондентов по поводу того, как следует закончить учебный год, разделились: 42% считают, что нужно учиться до конца мая в дистанционном режиме, но столько же (42%) хотели бы отказаться от обучения на дому и выбирают альтернативные варианты: либо досрочное окончание года с переносом оставшейся программы на следующий учебный год, либо объявление каникул и продолжение учебного года сразу после эпидемии.

Такой первый (и в целом негативный) опыт дистанционного образования привел к тому, что 86% опрошенных предпочитают после окончания эпидемии вернуть школьное образование к очному формату, только 8% хотят, чтобы в школе больше использовались элементы дистанционного обучения. Тех, кто предпочел бы, чтобы традиционное образование постепенно вытеснилось дистанционным, крайне мало – всего 3%.

Александра Боброва

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ