Насколько сократилось количество чеков из-за введенных мер, как гастроиндустрия боролась за отмену режима и какие лайфхаки она придумала
Рестораны потеряли почти 40% клиентов
Аналитики «Сбериндекса» выяснили, что в период действия QR-кодов в Москве (с 28 июня по 18 июля 2021 года) число операций в ресторанах и кафе снизилось на 40% по сравнению с тремя предыдущими неделями (с 7 по 27 июня) и чуть более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Специалисты «Сбера» также отметили незначительное снижение среднего чека в заведениях общественного питания. Так, в период с 28 июня по 18 июля он составил 437 рублей, что на 4% меньше, чем в предыдущие три недели, и на 11% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего за период действия QR-кодов на режим работы с ними перешли почти 8000 предприятий общественного питания, сообщил руководитель Департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк.
Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров ранее сообщал, что показатель снижения выручки зависел от вида заведения, его расположения и наличия доставки. Так, по его оценке, рестораны, расположенные в ТЦ и не имеющие летней веранды, потеряли до 95% выручки, фуд-корты в ТЦ были закрыты и потеряли до 100% выручки. «Рестораны с большой верандой потеряли 60–50%, с верандой и доставкой – 40–35%. Выручка выросла у тех ресторанов, кто плотно занимается доставкой. Жаркая погода в Москве привела к очередям на верандах, которых в Москве насчитывается около 3000, в то время как ресторанов – 15 000», – сказал он.
Основательница сети семейных кафе «Андерсон» и по совместительству общественный омбудсмен в сфере малого и среднего предпринимательства Анастасия Татулова заявила, что в Москве за время действия системы QR-кодов закрылось около 200 ресторанов, в то время как за весь прошлый год этот показатель был на уровне 220.
Подробнее о том, как рестораны пережили период QR-кодов, читайте в материале «Сбербанк оценил влияние QR-кодов на ресторанный бизнес Москвы».
Основатель сети ресторанов «Мясо & Рыба», омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса Москвы Сергей Миронов прокомментировал режим посещения точек общепита с QR-кодами и рассказал, как индустрия доказывала целесообразность его отмены.
Вместе с Анастасией Татуловой они в течение двух недель вели диалог со столичными чиновниками и написали письмо мэру Москвы Сергею Собянину. В нем они привели доводы в пользу отмены QR-кодов для ресторанов и кафе. Одним из главных аргументов было то, что к 15 июля общепит обеспечил вакцинацию 60% своих сотрудников.
Сергей Миронов отмечает, что режим ограничений был снят не только благодаря усилиям ресторанного лобби. Он считает, что отмена кодов произошла еще и потому, что количество привитых в столице выросло до 2 млн человек, а показатели заболеваемости снизились.
Несмотря на то, что сам Сергей Миронов считает рестораны одними из самых безопасных мест во время пандемии, он комплиментарно отзывается об эксперименте с QR-кодами, так как эта мера мотивировала людей сделать прививку. Также он считает полезной оказанную ресторанам финансовую поддержку, как и ситуацию в целом, которая показала, что вести диалог с властью реально.
Подробнее о действиях ресторанного лобби читайте в материале «Всех штормило, но мы это пережили». Как московские рестораны добились отмены QR-кодов.
Введение QR-кодов заставило кафе и рестораны проявить смекалку при привлечении и обслуживании посетителей в это сложное время. Сценарии у всех были разные.
Веганское бистро «Циники» заняло принципиальную позицию и полностью закрыло зал, перейдя в режим доставки. Владельцы объяснили это тем, что не будут разделять своих посетителей на группы по принципу наличия или отсутствия у них QR-кода.
Один из ресторанов сети «Кофемания» в центре города обустроил дополнительные места на лестнице, что не противоречит новому закону. Московские завсегдатаи элитных заведений пошутили, что теперь кофе за 600 рублей придется пить в совершенно не соответствующих статусу условиях.
Дорогие рестораны начали предоставлять своим гостям бесплатные ПЦР-тесты. Так поступил, например иммерсивный гастротеатр Krasota, стоимость билетов в который начинается от 19 500 руб. За несколько дней до спектакля к гостю приезжал медработник и брал анализ.
О других способах, к которым прибегали рестораны, чтобы остаться на плаву, читайте в материале «Это равносильно второму локдауну: как рестораны выживают в эпоху QR-кодов, рассказывают представители индустрии».