• к-Темы
  • 13.10.20

«Это сделает нас сильнее»

Настроения предпринимателей после двух месяцев самоизоляции

qr-code
«Это сделает нас сильнее»

Шок от первых новостей о введении коронавирусных ограничений миновал. Проведены «жесткие, сложные переговоры» с арендодателями, сделаны пробные шаги по спасению или переформатированию бизнеса, как-то решены кадровые вопросы. Как предприниматели воспринимают сложившуюся ситуацию и с какими эмоциями смотрят в будущее, спустя несколько месяцев после начала режима самоизоляции? Продолжаем серию публикаций о том, как малый бизнес переживал пандемию.

«Сюр, который происходит вокруг»: негативные настроения в первые месяцы пандемии

«В июне 2020 года межрегиональная исследовательская группа, объединившая 24 независимых социологических центра, включая ФОМ, провела исследование малого бизнеса во время пандемии «Краш-тест малого бизнеса». В тот период на большей части страны действовали строгие ограничительные меры. Исследователи, используя дистанционные методы – онлайн-фокус-группы и глубокие онлайн-интервью, – опросили 109 предпринимателей из 22 регионов и 30 наиболее пострадавших от коронавируса отраслей».

«Что же все-таки происходит?» – даже спустя два месяца режима самоизоляции и «выходных дней» этот вопрос стоял перед предпринимателями почти так же остро, как и в начале пандемии. Тревога первых недель стала привычным состоянием, с ней участники исследования прожили уже два месяца и чувствовали усталость. Никто не понимал, когда снимут ограничения, когда бизнес сможет вернуть свои позиции, нужно ли уже закрывать это дело и открывать новое либо переходить работать по найму.

Причина этого состояния – не только в общем ощущении неопределенности. На плечи предпринимателей резко обрушилась ответственность за принятие непростых решений о переустройстве процессов, которые нарушили пандемия и запреты. Подчиненным эту работу делегировать нельзя – работать приходится на износ, ловя волну постоянных перемен и пытаясь сделать хоть что-то, чтобы спасти бизнес. Эта нагрузка угнетает и подавляет, а ограничительные меры, оцениваемые как нецелесообразные, вызывают удивление и злость.

Эмоции и чувства, которые предприниматели испытывали на протяжении двух месяцев режима самоизоляции, сложно разграничить: усталость и отчаяние, злость и недоумение многие испытывали одновременно, – разные состояния сменяли друг друга либо запускали одно другое.

1/5

Время для анализа ошибок и планирования: поводы для оптимизма в период пандемии

Несмотря на комплекс негативных эмоций, некоторые информанты находили в сложившейся ситуации положительные моменты и стимулы для движения вперед. Любой кризис – это повод переосмыслить подход к работе и отношение к делу, создать более устойчивую бизнес-модель. Некоторые участники исследования даже «ловили кайф» от работы в условиях стремительных и глобальных изменений. Сложившаяся ситуация заставила предпринимателей философски взглянуть на свою работу: задуматься о смысле деятельности и ценностях, осознать себя участником масштабных мировых процессов.

Еще первые дни самоизоляции научили информантов ценить маленькие радости и быть благодарными за то, что у тебя уже есть: дружный коллектив, здоровье сотрудников, наработанный опыт, имеющиеся в наличии средства и небольшой доход. Давшиеся большим трудом победы первых месяцев пандемии подбадривали предпринимателей: часть действий по спасению бизнеса от коронавирусных перипетий уже увенчались успехом. В наиболее удачливых это вселило уверенность и оптимизм при взгляде в будущее. Участники исследования ждали отмены ограничений с надеждой.

1/8

Вера в себя и свое дело: каким предприниматели видели будущее после пандемии

Возможно, безусловная, иррациональная вера в успех своего дела является одной из ключевых, определяющих черт предпринимателя. Уход в другой бизнес или переустройство существующего, эмиграция, стагнация на несколько лет – даже самые жесткие сценарии будущего большинство бизнесменов рассматривали с оптимизмом. 

Вера не только в свое дело, но и в себя, свои способности и возможности – еще одна важная черта предпринимателей. Большинство участников исследования были уверены, что смогут реализовать себя и в другом бизнесе, и в найме, и как самозанятые.

Встречались и пессимистические настроения. Часть информантов к началу лета еще не успели выработать стратегию поведения и выживания. А некоторые всерьез опасались возможных беспорядков в стране и жестких ответных (или превентивных) мер со стороны государства. 

Были и те, кто не мог однозначно определиться с представлениями о будущем. Они не мчатся с шашкой наголо, но и не пребывают в состоянии депрессии. Эмоции, которые испытывают эти информанты, – смесь надежды, упорства и готовности ко всему. Эти люди были готовы до последнего пытаться «вырулить» из сложившейся ситуации, не прибегая к радикальным мерам.

1/9

Узнайте больше подробностей в полной версии аналитического доклада «Краш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии»

Автор доклада — Ирина Муратова, Исследовательская компания «Общественное мнение – Красноярск» Адаптированный текст – Иван Грибов, ФОМ

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ