• к-Темы
  • 23.07.21

Финансовые горизонты населения на фоне пандемии

На какой срок россияне предвидят свои доходы

qr-code
Финансовые горизонты населения на фоне пандемии

Видение своей финансовой перспективы у россиян довольно слабое: почти половина не способна предсказать свои будущие доходы больше чем на полгода, а каждый пятый вообще не берется строить прогнозы. Только 28% россиян заглядывают в этом вопросе дальше шести месяцев, таковых заметно больше среди образованных и обеспеченных.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.

Один из показателей, характеризующих горизонты финансового планирования населения, – это период, на который россияне способны предвидеть свои доходы. В июне мы снова задали такой вопрос – после почти двухлетнего перерыва.

Выяснилось, что чуть более четверти наших сограждан (27%) способны предвидеть свои доходы менее чем на месяц. Еще примерно столько же (26%) прогнозируют свои финансы на 2–6 месяцев, 28% – более чем на полгода. 19% и вовсе затруднились предположить, что будет с их материальным положением.

Пандемия не внесла существенных корректив в распределение ответов на этот вопрос – оно сохраняется с 2017 года. Относительно заметные изменения были раньше. Так, самыми большими доли людей с ультракоротким горизонтом планирования (менее месяца) были в 2009–2010 годах – тогда они составляли почти треть. Довольно долго значительной была и группа коротких горизонтов (2–6 месяцев) – она составляла 32–40% на протяжении 2010–2015 годов. Доля средних горизонтов (более полугода) флуктуировала в диапазоне 14–19% в 2009–2011 годах, затем она постепенно выросла до одной пятой, а с лета 2016 года составляла уже четверть от всех опрошенных.

Любопытны различия в финансовых горизонтах по группам. Так, среди самых молодых респондентов (до 31 года) больше тех, кто планирует доходы на 2–6 месяцев, а вот самым старшим (более 60 лет) чаще прочих затруднительно оценить свою финансовую перспективу. Чем выше уровень образования, тем дальше видится финансовое будущее: среди самых образованных больше всего тех, кто прогнозирует свои доходы на срок от полугода и более. И ожидаемо, людей с более длинными горизонтами планов больше среди обеспеченных – тех, чье материальное положение позволяет купить бытовую технику или автомобиль (среди последних доля прогнозирующих доходы более чем на полгода – максимальная по выборке и составляет 43%).

Интересно отметить, что ультракороткие и короткие горизонты предвидения характерны для предпринимателей – видимо, в этих оценках сказывается их общее ощущение неопределенности ситуации с бизнесом в российских условиях. Работники госсектора лучше представляют будущий доход, чем работники частного сектора. Чуть дальше «среднего россиянина» предвидят свои финансовые поступления люди со сбережениями. Среди заемщиков выделяются ипотечные заемщики и пользователи автокредитов – в этих группах больше всего людей с горизонтом от полугода и дольше, а также пользователи кредитных карт, среди которых, наоборот, больше всего людей с минимальным горизонтом (от месяца и менее).

_____

* Группа недостаточна для анализа и приведена в иллюстративном режиме.

_________________

Источник данных: 

28, 20, 22, 27, 32, 36, 48, 56, 68, 80, 100-я волны исследования «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненного по заказу Банка России. Каждая волна: стандартизированный опрос населения 18+ (метод – интервью по месту жительства в режиме face-to-face). В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность не превышает 3,3%.

Людмила Преснякова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 ФОМ