• к-Дайджесты
  • 16.10.20

Городская мобильность после пандемии

Как города решают проблему роста количества автомобилей, какие изменения ждут общественный транспорт, а также как пандемия меняет отношение россиян к каршерингу

qr-code
Городская мобильность после пандемии

Как города справляются с ростом количества автомобилей

Урбанист, основатель Центра «Здоровые города» и автор одноименного Telegram-канала Артем Герасименко рассказывает, что со смягчением карантинного режима эксперты начали разрабатывать планы по введению мер, которые позволят предотвратить или хотя бы замедлить следующие волны коронавируса. В фокусе оказались городские улицы.

ВОЗ уже несколько десятилетий рекомендует городским властям по всему миру преобразовывать городские пространства таким образом, чтобы делать их удобными для велосипедного и пешеходного движения. Это хоть и снижает удобство пользования автомобилем, но позволяет увеличить физическую активность горожан, что напрямую влияет на их здоровье. Однако опыт городов, которые взяли вирус под контроль, показал, что вместе с выходом из карантина и тревожным отношением к общественному транспорту, популярность автомобилей в мегаполисах может резко подскочить. Причины этого убедительны, говорит эксперт: риск заразиться коронавирусом в автомобиле в разы ниже, чем в электричке или автобусе.

Чтобы уйти от этой тенденции, началась активная работа по продвижению велосипедного транспорта. В некоторых странах работа с инфраструктурой подкреплялась финансовыми мерами – на покупку или ремонт велосипедов выделялись субсидии, а компаниям, стимулирующих своих сотрудников отказываться от автомобилей, давались налоговые послабления. Помогло ли это странам решить задачу – покажет время.

Но такое развитие событий нельзя назвать внезапным, комментирует Артем Герасименко: всего около 100 городов в мире заявили о подобных планах, и во многих из них гуманизация городской среды уже находилась в повестке. Пандемия лишь ускорила развитие этого направления. Наибольшую готовность к действиям продемонстрировали Милан, Париж, Лондон, Берлин и Нью-Йорк.

О возможных сценариях в дальнейшем развитии транспорта читайте в материале «Автомобиль, велосипед, поезд: как будет развиваться городская мобильность».

Акцент на эпидемиологическую безопасность

Эксперты Всемирного банка уверены, что пандемия приведет к необходимости изменений в транспортной отрасли. И это уже происходит. Например, в Нью-Йорке планируют увеличить число автобусных маршрутов, чтобы снизить нагрузку на общественный транспорт и уменьшить возможность заражения пассажиров в нем. А в Италии, наиболее пострадавшей от коронавируса европейской стране, расширили использование экологически чистого транспорта – велосипедов.

Как отмечает директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Константин Трофименко, в период пандемии появилось множество прогнозов о глобальных изменениях, которые радикально изменят все сферы жизни, в том числе и транспорт. Однако, по словам эксперта, «на практике эти прогнозы уже не сбываются».

Из тех, что станут реальностью, Константин Трофименко выделяет повышенное внимание к эпидемиологической безопасности транспорта, которая будет не меньше антитеррористической. Также на работу транспорта повлияет и удаленный режим работы – из-за этого уменьшится нагрузка, а пиковые часы «расползутся». Эксперт уверен, что в долгосрочной перспективе тенденция к росту количества общественного транспорта в городах продолжится, даже несмотря на увеличение количества автомобилей на улицах во время пандемии. «В целом же речь идет не о вытеснении, а о нахождении и поддержании оптимального баланса между общественным и личным транспортом, исходя из планировочных характеристик каждого конкретного города», – комментирует Константин Трофименко.

О том, что делается для развития городского транспорта в Москве, читайте в материале «Транспорт после пандемии. Куда приводят мечты».

Каршеринг после пандемии

После снятия карантина и ограничительных мер в стране 35% пользователей каршеринга вернулись к прежней частоте использования, еще 20% в целях безопасности стараются пользоваться им чаще, следует из данных июльского опроса «Авито Авто». При этом 20% россиян намерены полностью отказаться от каршеринга в пользу личного автомобиля и еще столько же решили сократить частоту поездок в принципе.

После завершения самоизоляции 30% опрошенных пользуются такси и каршерингом в одинаковом объеме. Четверть респондентов отметили, что используют каршеринг чаще, чем такси, поскольку для них это выгоднее и удобнее. 15% россиян придерживаются противоположного мнения. После пандемии 16% опрошенных считают поездку на каршеринге более безопасной, чем на такси, а 14% респондентов убеждены в обратном.

В масштабах страны каршеринг пока остается развивающейся услугой. Из 10 000 респондентов, принимавших участие в исследовании, 78% отметили, что пока не пользуются этим сервисом. Свыше 15 поездок в месяц совершают только 2% опрошенных, причем чаще всего это женщины. От 5 до 15 раз ежемесячно используют каршеринг 4% респондентов, а 17% совершают менее пяти поездок в месяц.

Подробнее о результатах опроса читайте в материале «Каршеринг после пандемии: мнение россиян».

Ася Свешникова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2020 Фонд Общественное Мнение