Исходные установки бизнеса и опыт получения помощи
Когда кризис начался, некоторые предприниматели не верили, что государство окажет им хоть какую-то помощь. Это является важной установкой бизнесменов – рассчитывать на себя, не ждать подмоги. Но коронакризис сильно выбивается из ряда кризисов, которые переживали российские предприниматели. Малый и средний бизнес фактически не выбирали, как реагировать на эпидемию, – все решения принимало государство. Ограничив предпринимателей в возможности продолжить работать в штатном режиме, оно попыталось компенсировать это комплексом мер поддержки. Но базовые установки участников взаимодействия «государство – МСБ», видимо, не искоренить даже в столь нетипичной ситуации, как пандемия.
«В июне 2020 года межрегиональная исследовательская группа, объединившая 24 независимых социологических центра, включая ФОМ, провела исследование малого бизнеса во время пандемии «Краш-тест малого бизнеса». В тот период на большей части страны действовали строгие ограничительные меры. Исследователи, используя дистанционные методы – онлайн-фокус-группы и глубокие онлайн-интервью, – опросили 109 предпринимателей из 22 регионов и 30 наиболее пострадавших от коронавируса отраслей».
Опираясь на мнения представителей малого бизнеса, отношения государства и малого бизнеса в современной России сложно охарактеризовать как сотрудничество. Скорее, это противостояние: «мы – они», «единомышленники – чужие», «практики – теоретики».
1/2
Предприниматели убеждены, что малый бизнес «не является важным для государства», поскольку не является системообразующим. И, «скорее, этот бизнес происходит не из-за поддержки, а вопреки всему».
Утверждать, что такое положение вещей устраивает малый бизнес, было бы неправильным. Но одно можно сказать точно: предприниматели к нему привыкли, относятся как к данности и на поддержку со стороны государства не рассчитывают: «я привык рассчитывать только на себя», «лучшая помощь от государства – не мешать». Эти типичные высказывания участников исследования иллюстрируют позицию малого бизнеса по отношению к государству: «забудьте про нас», «просто не мешайте», «не дружите с нами, мы сами как-нибудь».
Какие бы ни случались экономические кризисы, спасение утопающих предпринимателей всегда оставалось делом рук самих предпринимателей. Экономические кризисы рассматривались как очередной рыночный риск, на который любой предприниматель по умолчанию подписался на старте.
Однако ограничительные меры в связи с пандемией коронавируса, заблокировавшие работу огромного количества предприятий, – это не рыночные факторы, не рыночный риск. В восприятии предпринимателей это «рукотворная», искусственно созданная ситуация. Созданная государством. Оно нарушило границы и серьезно вмешалось в деятельность бизнеса (насколько это вмешательство было обоснованным, в обсуждении оставалось за скобками). А раз вмешалось – должно помогать.
1/2
Конечно, не все были готовы признать, что время обратиться за помощью наступило. Напротив, чаще можно было услышать: «на помощь государства не рассчитывали, сами справимся». Но речь здесь идет скорее о том, что предпринимателям, по их опыту, слабо верилось в реальность и эффективность этой помощи.
У некоторых информантов до такой степени не было ни веры в поддержку государства, ни привычки на нее рассчитывать, что поначалу они даже не попытались проверить, положена ли им помощь. И только по прошествии времени начали появляться робкие мысли: может, сейчас уже такое время наступило, если дают – надо брать?
1/2
Несколько информантов, изначально относившихся к информации о господдержке скептически, сообщили, что им «сами позвонили» (из администрации, налоговой и т. п.) и предложили оформить помощь: «у них, видимо, KPI на количество помощи предпринимателям». Но в любом случае звонок вызвал у неизбалованных вниманием и заботой предпринимателей «приятное удивление».
Большинство участников исследования попробовали получить господдержку, руководствуясь установкой «положено подавать – значит, подаем», «здесь срабатывает принцип».
1/2
Реакции информантов, которым удалось получить финансовую помощь, варьируются от «приятная неожиданность», «малость, а приятно», «100 тыс. на дороге не валяются» до «это плевок», «издевка», «смешная цифра» и т. д. Словом, реакции индивидуальны, зависят от личности предпринимателя, от размеров и состояния бизнеса, от масштаба бедствия и многого другого.
1/2
Те, кто поддержки от государства не получил (а их абсолютное большинство), еще более настойчиво утверждали, что на нее и не рассчитывали. Это была реакция типа не очень-то и хотелось. Но на самом деле – хотелось. Как никогда ранее. Возможно, не у всех, но у многих появилась надежда: помощь будет. В итоге значительное число предпринимателей в очередной раз укрепились в убеждении, что рассчитывать можно только на себя, а надежды на государство заканчиваются неизбежным разочарованием.
Узнайте больше подробностей в полной версии аналитического доклада «Краш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии»