• к-Темы
  • 27.12.21

Индекс потребительских настроений: декабрь 2021 года

Динамика ИПН и его составляющих

qr-code
Индекс потребительских настроений: декабрь 2021 года

В декабре падение Индекса потребительских настроений и его компонент приостановилось: почти все показатели остались на ноябрьском уровне. При этом и сам ИПН (85 пунктов), и все субиндексы по-прежнему находятся в негативной зоне.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России. 

Продолжавшееся два месяца подряд ухудшение потребительских настроений россиян в декабре наконец остановилось. Индекс потребительских настроений (85 пунктов из 200 возможных) даже прибавил единицу по сравнению со своим ноябрьским значением. Однако он и, как будет показано далее, все его компоненты остаются в негативной зоне, то есть среди населения отрицательные оценки преобладают над положительными.   

Субиндекс текущего состояния составил 76 пунктов (+1 пункт по сравнению с ноябрем), а субиндекс ожиданий не изменился (90 пунктов). Ожидания по-прежнему позитивнее, чем текущие оценки, при этом оба показателя остаются существенно ниже максимального значения в 200 пунктов. Сейчас они находятся на уровнях июля 2021 года – третьей волны пандемии.

Отдельные составляющие ИПН также за месяц практически не изменились. Индекс оценки перспектив развития страны в ближайший год составил 87 пунктов, в ближайшие пять лет – 91 пункт. Индекс ожиданий изменения личного материального положения в ближайший год – 92 пункта, его текущих оценок – 74 пункта. Единственный показатель, который немного вырос, – индекс крупных покупок (76 пунктов, +3 единицы).

В декабре также прекратилось падение показателей покупательского поведения россиян. Доля совершавших крупные покупки в течение последнего квартала даже выросла на 3 п. п., до 55%. Однако доли совершавших практически все типы крупных расходов, о которых мы спрашиваем, почти не изменились.

______

*Приведены варианты ответов, набравшие в последнем опросе 6% и более.

_________________

Источник данных: 1–106-я волны исследования «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненного по заказу Банка России. Метод опроса  интервью по месту жительства в режиме face-to-face. В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,3%.

______

Данные для графиков взяты с листа «Данные за все годы» таблицы по 106-му опросу населения (выполненному ООО «инФОМ» в декабре 2021 года по заказу Банка России), опубликованной на сайте Банка России в разделе «Инфляционные ожидания» в рубрике «Статистические данные». Дата обращения: 24 декабря 2021 года. Ссылка для скачивания:

https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/39662/stat_Infl_exp_21-12.xlsx

______

Индекс потребительских настроений (ИПН) – комплексный показатель, отражающий экономические настроения населения, строится по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университете. Он демонстрирует, как потребители оценивают ситуацию в экономике и изменение своего уровня жизни, а также их ожидания, связанные с данными показателями в будущем. ИПН позволяет прогнозировать изменение потребительского спроса и, как следствие, экономический рост. Его значения в позитивной зоне (более 100 баллов) отражают уверенность потребителей и их готовность тратить деньги, в негативной зоне (менее 100 баллов) – свидетельствуют об ухудшении ситуации в экономике. 

Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (Ибрагимова Д. Х., Николаенко С. А. Индекс потребительских настроений. Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005). С ней также можно ознакомиться в публикациях ФОМа.

Людмила Преснякова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2022 ФОМ