Какие из компонент ИПН снизились сильнее всего
По данным августовского квартирного опроса, с момента предыдущего замера, в марте, ИПН довольно существенно снизился – на 12 пунктов (до 85 п.). Это обусловлено существенным ухудшением входящих в него оценок изменения личного материального положения и перспектив развития страны в течение ближайшего года.
Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.
Индекс потребительских настроений (ИПН) – комплексный показатель, отражающий экономические настроения населения, строится по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университете. Он демонстрирует, как потребители оценивают ситуацию в экономике и изменение своего уровня жизни, а также их ожидания, связанные с данными показателями в будущем. ИПН позволяет прогнозировать изменение потребительского спроса и, как следствие, экономический рост. Его значения в позитивной зоне (более 100 баллов) отражают уверенность потребителей и их готовность тратить деньги, в негативной зоне (менее 100 баллов) свидетельствуют об ухудшении ситуации в экономике.
Потребительские настроения с марта заметно ухудшились. Все индикаторы, на основе которых рассчитывается ИПН, ушли в негативную зону (ниже 100 пунктов), а сам Индекс потребительских настроений упал на 12 пунктов (до 85 п.).
Это обусловлено в первую очередь ухудшением уровня жизни россиян: индекс оценки изменения личного материального положения за последний год с марта упал на 16 пунктов (до 70 п.). На столько же снизился индекс оценки перспектив развития страны в ближайший год (до 85 п.), что произошло, судя по всему, из-за значительной неопределенности в экономике во время пандемии.
Другие частные компоненты ИПН также показали снижение: индекс крупных покупок – на 13 пунктов, индекс ожидания изменения личного материального положения в ближайший год – на 9 пунктов. И только индекс оценки перспектив развития страны в ближайшие пять лет снизился лишь на 4 пункта: долгосрочные индикаторы традиционно меньше всего подвержены колебаниям.
Столь же существенное падение ИПН последний раз наблюдалось с мая по июнь 2018 года. Тогда за месяц значение показателя уменьшилось на 13 пунктов (до 93 п.) под действием сразу нескольких негативных факторов, таких как сообщения о предстоящей пенсионной реформе и повышении НДС и существенный рост цен на бензин. С тех пор ИПН так и не поднялся выше 97 пунктов (ноябрь 2019 года).
В целом за всю историю измерений, с 2009 года, ИПН и отдельные его составляющие опускались ниже текущих значений только в 2015–2016 годах – во время кризиса, вызванного стремительным падением цен на нефть, экономическими санкциями и обесцениванием рубля в конце 2014 года.
_______________
Источник данных:
2–90-я волны опросов «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненных по заказу Банка России. Каждая волна: стандартизированный опрос населения 18+ (метод – интервью по месту жительства в режиме face-to-face). В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность не превышает 3,3%.
Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (Ибрагимова Д. Х., Николаенко С. А. Индекс потребительских настроений / НИСП. – М.: Поматур, 2005). С ней также можно ознакомиться в публикациях ФОМ.