• к-Темы
  • 30.06.21

Индекс потребительских настроений: июнь

Динамика ИПН и его компонент в социально-демографических группах

qr-code
Индекс потребительских настроений: июнь

В июне ИПН остался на майском уровне (91 пункт), да и его составляющие практически не изменились, за исключением роста на 3 пункта (до 78 пунктов) индекса оценки изменения личного материального положения за последний год. При этом довольно заметно ухудшились потребительские настроения предпринимателей, самозанятых, безработных и жителей сельской местности, в то время как у проживающих в крупных населенных пунктах они улучшились.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России. 

Динамика индикаторов потребительских настроений и поведения

Потребительские настроения с мая практически не изменились. Значение Индекса потребительских настроений осталось на уровне 91 пункта. Значения субагрегатов ИПН изменились незначительно и разнонаправленно: индекс текущего состояния немного вырос, до 81 пункта, индекс ожиданий снизился до 98 пунктов.

Из частных компонент ИПН стоит отметить рост на 3 пункта (до 78 пунктов) индекса оценки изменения личного материального положения за последний год. Возможно, на динамике этого показателя, растущего уже второй месяц подряд, сказывается некоторый «эффект базы»: в сравнении с первыми месяцами пандемии материальное положение кажется населению более благополучным. Значение индекса крупных покупок, второй компоненты, на основе которой рассчитывается индекс текущего состояния, выросло незначительно и составило 84 пункта. Все остальные компоненты ИПН, лежащие в основе расчета индекса ожиданий, практически не отклонились от майских значений.

Заметим, что данные были получены в первую декаду июня, когда рост заболеваемости коронавирусом в России был еще не таким высоким, как в последующий период. Скорее всего, в июле можно ждать заметного ухудшения значений ИПН и его компонент.

Доля совершавших крупные покупки в предыдущие три месяца составила 55%. Значение этого показателя, отражающего реальное потребительское поведение, как и значение индекса крупных покупок, отражающего настроения потребителей, несущественно выросло по сравнению с майским замером (54%). Не совершали крупных трат 45% респондентов – столько же, сколько и месяцем ранее.

Изменения ИПН и индекса крупных покупок в социально-демографических группах

Несмотря на то что ИПН и его компоненты изменились за месяц не очень значительно, в отдельных социально-демографических группах все же произошло несколько заметных сдвигов.

Предприниматели и самозанятые, видимо, первыми почувствовали приближение проблем из-за нового роста заболеваемости: значение ИПН в этой группе упало на 9 пунктов, индекса крупных покупок – на 6 пунктов. Ухудшились и оценки другой пострадавшей от пандемии группы – безработных: значение ИПН снизилось на 4 пункта, индекса крупных покупок – на 13 пунктов.

Также стоит отметить ухудшение потребительских настроений в сельской местности. Значение ИПН среди жителей сел и пгт снизилось на 5 пунктов, индекса крупных покупок – на 10 пунктов. В то же время оценки жителей городов с населением более 500 тыс. человек оказались заметно выше, чем в мае. Самое существенное изменение – рост на 11 пунктов индекса крупных покупок у москвичей.

_________________

Источник данных

1–100-я волны исследования «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», выполненного по заказу Банка России. Метод опроса интервью по месту жительства в режиме face-to-face. В каждом опросе не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,3%. 

Индекс потребительских настроений (ИПН) – комплексный показатель, отражающий экономические настроения населения, строится по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университетеОн демонстрирует, как потребители оценивают ситуацию в экономике и изменение своего уровня жизни, а также их ожидания, связанные с данными показателями в будущем. ИПН позволяет прогнозировать изменение потребительского спроса и, как следствие, экономический рост. Его значения в позитивной зоне (более 100 баллов) отражают уверенность потребителей и их готовность тратить деньги, в негативной зоне (менее 100 баллов) свидетельствуют об ухудшении ситуации в экономике. 

Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (Ибрагимова Д. Х., Николаенко С. А. Индекс потребительских настроений. Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005). С ней также можно ознакомиться в публикациях ФОМа.

Наталья Гашенина

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 ФОМ