• к-Темы
  • 29.12.20

Индекс потребительских настроений: изменения в конце 2020 года

Динамика ИПН и его компонент

qr-code
Индекс потребительских настроений: изменения в конце 2020 года

ИПН с ноября по декабрь незначительно вырос, но продолжает оставаться в отрицательной зоне – 83 пункта из максимально возможных 200. Из компонент ИПН действительно существенно, на 9 пунктов, увеличился только индекс оценки перспектив развития страны в ближайший год.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России.

После серьезного снижения ИПН и его составляющих в октябре и ноябре некоторые из показателей в декабре немного улучшились, однако ни один не вернулся к уровню начала осени. Сам Индекс потребительских настроений вырос в декабре незначительно, на 2 пункта (до 83 пунктов).

Самым существенным с ноября был рост индекса оценки перспектив развития страны в ближайший год – на 9 п. п., до 83 пунктов, что сопоставимо с октябрьским значением. Другие компоненты субиндекса ожиданий тоже увеличились, но незначительно: индекс ожидания изменения личного материального положения в ближайший год вырос на 3 пункта, до 92 пунктов, индекс оценки перспектив развития страны в ближайшие 5 лет – на 2 пункта, до 92 пунктов.  

Составляющие субиндекса текущего состояния, наоборот, снизились, но несущественно: индекс крупных покупок – на 2 пункта, до 77 пунктов, индекс оценки изменения личного материального положения за последний год – на 1 пункт, до 72 пунктов.

________________

Источник данных:

1–94-я волны опроса «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения» (метод CATI – Computer-assisted telephone interviewing), выполненных по заказу Банка России. В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,3%.

_____

Индекс потребительских настроений (ИПН) – комплексный показатель, отражающий экономические настроения населения, строится по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университетеОн демонстрирует, как потребители оценивают ситуацию в экономике и изменение своего уровня жизни, а также их ожидания, связанные с данными показателями в будущем. ИПН позволяет прогнозировать изменение потребительского спроса и, как следствие, экономический рост. Его значения в позитивной зоне (более 100 баллов) отражают уверенность потребителей и их готовность тратить деньги, в негативной зоне (менее 100 баллов) свидетельствуют об ухудшении ситуации в экономике.   

Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А. Индекс потребительских настроений. Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005). С ней также можно ознакомиться в публикациях ФОМ.   

Наталья Гашенина

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 Фонд Общественное Мнение