• к-Темы
  • 29.03.21

Индекс потребительских настроений: март

Динамика ИПН и его компонент

qr-code
Индекс потребительских настроений: март

В марте по сравнению с февралем ИПН и его составляющие практически не изменились. Индекс текущего состояния и его компоненты остаются заметно ниже уровней начала марта 2020 года (последнего допандемического опроса). В то же время индекс ожиданий, в том числе две из трех его компонент, уже практически вернулись к значениям годичной давности.

Приведены результаты квартирных опросов ООО «инФОМ», проведенных по заказу Банка России. Полные отчеты с результатами измерений доступны на сайте Банка России. 

После незначительного февральского повышения ИПН вернулся к уровню января 2021 года и составил 90 пунктов (из 200 возможных). Показатель по-прежнему находится в отрицательной зоне, то есть негативные потребительские настроения у россиян преобладают над позитивными. Кроме того, значение ИПН все еще на 7 пунктов ниже, чем в начале марта 2020 года.

Субиндекс текущего состояния снизился в той же мере, что ИПН, – лишь на 2 пункта, до 78 пунктов. Он остается существенно ниже уровня марта 2020 года – на 11 пунктов. Одна из двух компонент, на основе которых рассчитывается этот субиндекс, индекс оценки изменения личного материального положения за последний год, с февраля снизилась на 3 пункта, до 74 пунктов. В сравнении с допандемическим уровнем она остается на 13 пунктов ниже – это самый большой разрыв со значением прошлого марта по сравнению с другими компонентами. Вторая компонента, входящая в субиндекс текущего состояния, индекс крупных покупок, с февраля снизилась в меньшей степени и составляет 81 пункт. Она остается на 10 пунктов ниже, чем год назад.

Субиндекс ожиданий практически не изменился (98 пунктов). Он ниже значения марта 2020 года лишь на 3 пункта. Единственная компонента, значение которой вплотную приблизилось к уровню годичной давности, – индекс оценки перспектив развития страны в ближайшие 5 лет. Однако с февраля снизился и он, на 3 пункта. Индекс ожидания изменения личного материального положения в ближайший год за прошедший месяц не изменился и отстает от допандемического значения лишь на 3 пункта. Самый большой отрыв от уровня марта 2020 года, составляющий 6 пунктов, у третьей компоненты субиндекса ожиданий – индекса оценки перспектив развития страны в ближайший год. Изменения в сравнении с прошлым месяцем по этому показателю незначительные.  

Доля совершавших крупные расходы с февраля почти не изменилась, составив 52%. Год назад показатель был на этом же уровне. Однако следует заметить, что его среднее значение за полгода, предшествовавшие марту 2020-го, составляло 58%, в то время как за полгода до нынешнего марта 55%, то есть фактическое потребление все еще ниже допандемического. По категориям трат существенных изменений с февраля также не произошло.

_________________

Источник данных: 

1–97-я волны опроса «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения» (метод – интервью по месту жительства в режиме face-to-face), выполненные по заказу Банка России. В каждом опросе – не менее 2000 респондентов, 105 населенных пунктов в 55 субъектах РФ. Статистическая погрешность в каждом опросе не превышает 3,3%. 

Индекс потребительских настроений (ИПН) – комплексный показатель, отражающий экономические настроения населения, строится по методике CSI (Consumer Sentiment Index), разработанной в Мичиганском университете. Он демонстрирует, как потребители оценивают ситуацию в экономике и изменение своего уровня жизни, а также их ожидания, связанные с данными показателями в будущем. ИПН позволяет прогнозировать изменение потребительского спроса и, как следствие, экономический рост. Его значения в позитивной зоне (более 100 баллов) отражают уверенность потребителей и их готовность тратить деньги, в негативной зоне (менее 100 баллов) свидетельствуют об ухудшении ситуации в экономике.   

Российская методика измерения ИПН разработана Фондом «Содействие развитию и построению Индекса потребительских настроений» (Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А. Индекс потребительских настроений. Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005). С ней также можно ознакомиться в публикациях ФОМа.   

Наталья Гашенина

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 ФОМ