• к-Темы
  • 01.10.20

Интегральные индикаторы экономических последствий пандемии

Индикаторы экономических ухудшений и экономических опасений

qr-code
Интегральные индикаторы экономических последствий пандемии

В материале приведены результаты ежедневных телефонных опросов к-Зонд, проведенных в период с 17 апреля по 20 сентября 2020 года.

Интегральные индикаторы, характеризующие экономические последствия пандемии для россиян, с апреля по сентябрь постоянно снижались. Показатели опасений на протяжении полугода были заметно менее негативными, нежели оценки фактической ситуации – россияне старались сохранять оптимизм

В течение всех пандемических месяцев в ходе ежедневных опросов к-Зонд ФОМ измерял различные аспекты экономических последствий эпидемии для россиян. На основе этих измерений были сконструированы два интегральных индикатора*, которые позволили оценить динамику ситуации в период с апреля по сентябрь.

Первый показатель – интегральный индикатор «Экономические ухудшения» (далее – индекс ЭУ). Он фиксирует фактические последствия пандемии в сфере материального положения и занятости людей: снижение доходов, необходимость экономить больше, чем до эпидемии, наличие в окружении как минимум трех безработных, сокращение зарплаты у работающих.

Второй показатель – интегральный индикатор «Экономические опасения» (далее – индекс ЭО) характеризует страхи россиян в отношении потери работы, сокращения зарплаты и закрытия предприятий. Оба показателя, особенно в сравнении, позволяют проследить, как менялись оценки ситуации и настроения наших сограждан.

Судя по динамике этих показателей, оценки фактических последствий всегда были более негативными и тревожными, нежели ожидания. Так, если в апреле, в самом начале эпидемии, первый показатель составил 31 пункт, то второй был ниже (28 пунктов). В сентябре оба индикатора составили 25 и 21 пункт соответственно – как видно, разрыв между ними даже чуть увеличился.

При этом максимальное значение интегрального индикатора ЭУ – 34 из 100 возможных пунктов, достигнутое в середине мая, говорит о том, что масштабы экономических последствий пандемии все же не были катастрофичными.

Оба индекса по мере прохождения пандемии постепенно шли на спад. Снижение их значений происходило за счет изменения определенных компонентов, их составляющих.

Так, среди составляющих индекса ЭУ значительно сократились показатели «доходы снизились» и «стараются экономить больше, чем до эпидемии»: если в апреле они составляли 51 и 45 пунктов соответственно, то уже в июне – 45 и 39 пунктов соответственно. Это может свидетельствовать о частичном восстановлении доходов и допандемического уровня жизни уже летом. А вот входящие в этот индекс показатели «больше трех человек в окружении потеряли работу» и «работающие, которым сократили зарплату», с апреля практически не изменились. Однако оба этих показателя изначально находятся на довольно низком уровне.

Индекс опасений (ЭО) тоже менялся преимущественно за счет изменения только двух своих компонентов, оба они связаны с опасениями безработицы. Так, показатель «опасаются потерять работу» снизился с 30 пунктов в апреле до 24 уже в июне, а показатель «многие в окружении опасаются потерять работу» – с 50 до 39 пунктов за тот же период. То есть ожидания, так же, как и оценки, начали улучшаться уже летом. Тем не менее опасения, связанные с безработицей, даже несмотря на снижение, остаются достаточно высокими.

Также оба индекса ощутимо варьировались в разных социальных группах, что позволило оценить, какие группы испытали больше финансовых трудностей, вызванных пандемией, а какие пострадали меньше.

Так, оценки фактической ситуации – индекс ЭУ – на протяжении всех месяцев были хуже в группах мужчин и женщин молодого (от 18 до 30 лет) и среднего (до 45 лет) возрастов, работающих (эти респонденты только к июню начали давать оценки, не отличающиеся от средних по всей выборке), и особенно – среди людей с плохим материальным положением. Эти группы острее прочих чувствовали на себе экономические последствия пандемии.

А вот ожидания были все время более тревожными преимущественно у людей среднего возраста (31–45 лет) – молодежь, судя по всему, более оптимистично смотрит в будущее, поэтому ее ожидания уже мало отличались от средних по выборке. Также негативные ожидания были больше характерны для работающих. Но сильнее всех в этом смысле выделялись малообеспеченные – им тяжелее всего пришлось в этот период, и, судя по всему, они пока не верят в скорое улучшение ситуации.

Меньше всего затронули экономические последствия пандемии неработающих пенсионеров – в этой группе оба индекса всегда были существенно ниже общероссийских показателей.

*Принципы расчетов интегральных индикаторов. Интегральный индикатор «Экономические ухудшения» измеряется в диапазоне от 0 до 100 пунктов и рассчитывается как среднее между следующими входящими в него индикаторами к-Зонда, представляющими собой процент выбравших соответствующий ответ:

  • Доходы снизились – выбрали ответ «снизились» на вопрос «За время, прошедшее с начала эпидемии, ваши доходы, доходы вашей семьи выросли, снизились или не изменились?»
  • Стараются экономить больше, чем до эпидемии – выбрали ответ «больше, чем до эпидемии» на вопрос «Вы, ваша семья сейчас стараетесь экономить больше, чем до эпидемии, меньше, или вы стараетесь ограничивать траты в той же мере, что и раньше?»
  • Больше трех человек в окружении потеряли работу – выбрали ответ «больше трех человек» на вопрос «Есть ли у вас родственники, друзья, знакомые, которые сейчас лишены работы, основного источника дохода в связи с эпидемией коронавируса? Если да, то это один человек, 2–3 человека или больше?»
  • Работающие, которым сократили зарплату – выбрали ответ «мне уже сократили зарплату» на вопрос «Вы сейчас скорее опасаетесь или не опасаетесь, что вам сократят зарплату? Или вам уже сократили зарплату?»

Интегральный индикатор «Экономические опасения» измеряется в диапазоне от 0 до 100 пунктов и рассчитывается как среднее между следующими входящими в него индикаторами к-Зонда, представляющими собой процент выбравших соответствующий ответ:

  • Опасаются потерять работу – выбрали ответ «опасаюсь» на вопрос «А вы лично опасаетесь или не опасаетесь совсем потерять работу, лишиться основного источника дохода в связи с эпидемией коронавируса?»
  • Многие в окружении опасаются потерять работу ­– выбрали ответ «многие» на вопрос «Среди ваших родственников, друзей, знакомых многие или немногие опасаются потерять работу, лишиться основного источника дохода в связи с эпидемией коронавируса? Или никто этого не опасается?»
  • Опасаются, что им сократят зарплату – выбрали ответ «скорее опасаюсь» на вопрос «Вы сейчас скорее опасаетесь или не опасаетесь, что вам сократят зарплату? Или вам уже сократили зарплату?»
  • Есть большой риск, что их предприятие закроется – выбрали ответ «риск большой» на вопрос «Как вам кажется, есть ли риск, что предприятие (организация), на котором вы работаете, закроется, перестанет существовать из-за эпидемии коронавируса, или такого риска нет? Если есть, то риск, по вашему мнению, большой или небольшой?»

_______________

Источник данных

Всероссийский опрос населения 18 лет и старше. Ежедневно опрашивались 450 респондентов. Ежедневный расчет делался на выборке 1350 респондентов. Метод опроса: телефонный опрос. Статистическая погрешность для данных по РФ не превышает 3,9%. В публикации приведены данные опросов с 17 апреля по 20 сентября 2020 года.

Людмила Преснякова

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
© 2024 ФОМ