Какие города были признаны самыми безопасными в пандемию, какие тренды урбанизации она ускорила и какие городские проблемы обнажила
Пандемия усилила современные тренды урбанизации
В октябре 2021 года в Санкт-Петербурге прошла третья международная конференция о технологиях в городе In the City, участники которой обсудили влияние бизнеса и пандемии на городскую среду.
Эксперты рассказали, что крупный бизнес становится локомотивом, тянущим развитие городов вперед. Теперь, наряду c налогами, корпорации предлагают обществу еще и новые общественные пространства. Это мнение разделили сразу несколько архитекторов с мировым именем.
Топ-менеджеры архитектурных бюро выделили несколько тенденций, которые отражают современный подход крупных компаний к своим девелоперским проектам. Одна из таких тенденций – создание новых центров в городах.
Тренд на децентрализацию – создание новых точек притяжения в разных уголках города – существует уже давно, но пандемия ускорила этот процесс. Она показала, что люди остро нуждаются в местах для отдыха и прогулок в собственных районах. Архитекторы отмечают, что такими центрами притяжения могут стать общественно-деловые центры, построенные или реконструированные частными компаниями. Один из последних примеров – Севкабель Порт в Санкт-Петербурге.
Еще один локальный центр притяжения планируется в Красногвардейском районе Петербурга. Там на Охтинском мысе японское архитектурное бюро Nikken Sekkei создает новое городское пространство «Газпром нефти». Этот проект должен объединить интересы бизнеса, инноваторов и местных жителей. И это второй важный тренд, который называют архитекторы: открытие офисов и штаб-квартир для горожан.
О других трендах в области архитектуры, которые выделили эксперты, читайте в материале «Архитектура и бизнес преображают города: пандемия усилила тренды нового времени».
Пандемия коронавируса стала одним из крупнейших событий в современной истории, значительно изменившим городскую жизнь. Мегаполисам пришлось искать способы превратить городские пространства в более безопасную среду. Британский журнал The Economist назвал пять городов, которым удалось это лучше других.
Эксперты издания оценили 60 городов мира по 76 показателям, включая инфраструктуру, цифровую жизнь, личную безопасность, окружающую среду и здоровье граждан. На основе этих данных они составили «Индекс безопасных городов – 2021».
Копенгаген. Датская столица получила 82,4 балла по 100-балльной шкале и вышла на первое место в рейтинге The Economist, вытеснив Токио, раньше неизменно ходивший в лидерах. Главная причина – хорошее состояние окружающей среды (использование возобновляемых источников энергии, чистота воздуха, безопасная утилизация мусора, большое количество зелени). Это положительно сказалось и на борьбе с коронавирусом. Последние ограничения в Копенгагене были сняты в сентябре 2021 года.
Торонто. Крупнейший город Канады занял второе место благодаря высоким баллам по состоянию инфраструктуры и окружающей среды. Этнические и культурные общины в мегаполисе хорошо взаимодействуют друг с другом, люди отличаются терпимостью, солидарностью и социальной ответственностью, особенно проявившейся в их отношении к вакцинации.
Сингапур. Город занимает второе место в мире по обеспеченности цифровыми услугами, охране здоровья и инфраструктуре безопасности. С первых дней пандемии власти воспользовались этими преимуществами, введя систему цифрового контроля. Кроме того, Сингапур может похвастаться одной из самых высоких в мире долей вакцинированных жителей (80%). Тем не менее цифровой контроль сохраняется – из-за угрозы новых штаммов коронавируса.
Какие еще города вошли в пятерку самых безопасных мегаполисов мира, читайте в материале «Пять самых безопасных городов мира – и в пандемию тоже».
Кандидат географических наук, руководитель проектной мастерской кафедры территориального развития РАНХиГС Алексей Новиков рассказал, какие проблемы в организации жизни больших городов подсветил коронавирус.
По его мнению, сейчас мало используется такой ресурс как время. Большинство людей приходят на работу и уходят с нее примерно в один и тот же час, что создает массовые скопления в общественном транспорте, который невозможно выключить в больших городах даже во время пандемии, а вероятность заражения в нем крайне высока. В качестве решения эксперт предлагает временную сегрегацию потоков людей, например растянуть начало рабочего дня с 6 утра до полудня. Также он считает полезным экспериментировать со временем работы магазинов и учреждений и предлагать людям альтернативные маршруты, которые позволят разгрузить самые забитые улицы.
Пандемия очередной раз показала, что загруженность транспорта связана с такой пагубной, по мнению Алексей Новикова, концепцией как спальный район. Отсутствие инфраструктуры для работы и получения услуг заставляет жителей постоянно ездить в центральные районы, тратить много времени на дорогу и подвергать себя опасности заражения. Перспективным направлением в решении этой проблемы эксперт видит практику открытия коворкингов и офисов в новых типах пространств, например в магазинах популярных сетей, которые есть там, где живут люди. Также Алексей Новиков предлагает задуматься о строительстве доступного жилья для съема рядом с существующими офисными центрами. Его главная идея состоит в том, что прогресс современного города во многом зависит от того, насколько удастся приблизить места проживания людей к местам их работы.
Больше идей о том, как сделать большие города более комфортными для жизни, читайте в материале «Пандемия фантастически оздоровила Москву».