• к-Дайджесты
  • 13.03.21

Как пандемия повлияла на рынок деловых поездок

Какие компании отказались от командировок сотрудников и что произошло в онлайн-сегменте организации бизнес-туризма

qr-code
Как пандемия повлияла на рынок деловых поездок

Кому Zoom заменил командировки

В 2020 году россияне из-за коронавируса сократили количество командировок примерно на треть. По данным онлайн-сервиса для организации командировок OneTwoTrip for Business, количество деловых перелетов уменьшилось на 17%, поездок на поезде – на 10%. По оценке другого крупного онлайн-сервиса для организации поездок, «Авиасейлс», россияне совершили на 30–35% меньше командировок, чем в 2019 году.

Однако сокращение командировок в разных отраслях неоднородное, ведь есть сферы, где удаленный режим работы просто невозможен, отмечает руководитель сервиса «Авиасейлс для бизнеса» Иван Бойцов. К примеру, пандемия не повлияла на частоту командировок в строительном и инженерном секторах. Незначительно сократились командировки у людей, занятых в фармацевтике, оптовой торговле и сырьевом секторе. Самое большое падение произошло у IT- и финтех-компаний, а также в сферах образования и услуг, где число командировок сократилось на 85–90%.

Один из крупнейших продавцов электроники «М.Видео-Эльдорадо» сократил число деловых поездок своих сотрудников в несколько раз по сравнению с прошлым годом. «Наша структура предполагает минимизацию управленческого персонала. В регионах нет дополнительных административных офисов (только магазины), что в свою очередь подразумевает глубокое вовлечение специалистов центрального офиса в дела регионов. Поэтому в особенно тревожные месяцы весной мы полностью отказались от перемещений, переведя основной пул задач по управлению в онлайн. Сейчас все командировки совершаются, только если есть действительно неотложная бизнес-необходимость и вопрос нельзя решить дистанционно», – объяснили в пресс-службе компании.

В компании ПО «СКБ Контур», которая занимается разработкой онлайн-сервисов для бухгалтерии и бизнеса, работает более 8000 человек, а филиалы расположены более чем в 70 российских городах. В 2020 году объем поездок сотрудников уменьшился на 71%, а затраты на них снизились на 77%. В компании объяснили это спецификой IT-сферы – в период пандемии многие процессы были быстро переведены в онлайн.

Генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner Инна Анисимова считает, что в будущем часть компаний навсегда откажется от командировок. «Год платного аккаунта в Zoom стоит всего 150 долларов, а каждая поездка – это командировочные, отель, перелет и прочие расходы, превышающие стоимость подписки в 2-3 раза», – рассуждает эксперт.

О том, как сокращение количества командировок сказалось на отелях, читайте в материале «Zoom против гостиниц: как пандемия повлияла на рынок деловых поездок».

Организация командировок как онлайн-услуга

Пандемия нанесла серьезный урон сегменту организации деловых поездок для крупного бизнеса, однако дала надежду онлайн-сервисам. К уже имеющимся площадкам подобного формата, среди которых «Туту.ру», OneTwoTrip и «Авиасейлс», прибавилась новая – «Ozon Командировки». Ее суть в том, чтобы максимально автоматизировать организацию командировок, внедряя онлайн-оформление и согласование поездок, а также электронный документооборот. Интерес сервиса состоит в получении процента от прибыли поставщиков услугу или же вознаграждения от клиентов.

При этом руководитель OneTwoTrip for Business Никита Булгаков считает, что основная конкуренция сейчас идет не между онлайн-сервисами, а между ними и офлайн-форматом организации деловых поездок. Руководитель «Туту Командировок» Наталья Погиблева отмечает, что в целом этот рынок находится в процессе передела, который обернется уходом части игроков.

Партнер исследовательской компании Data Insight Борис Овчинников обращает внимание на то, что доля Ozon.Travel, в который входит новый сервис, составляет всего 1% в доходах Ozon. По этой причине он не считает, что запуск «Ozon Командировок» сильно поспособствует росту общей выручки компании. Однако потенциальное восстановление отрасли даст в будущем новому игроку рынка организации деловых поездок больше возможностей для роста и конкуренции.

Больше деталей о новом сервисе вы найдете в материале «Ozon получит командировочные».

Ася Свешникова, Алина Соболевская

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 ФОМ