Николай Руденко, социолог, автор Telegram-канала WrongTech, сотрудник Центра STS (Центра исследований науки и технологий) Европейского университета в СПб, дал интервью, посвященное книге «Социология пандемии. Проект коронаФОМ»
Книга представляет собой совокупность сюжетов о ковиде, связанных с разными сторонами жизни российского общества и разными группами. В целом практически все интересные сферы жизни, которые затронул ковид, включены: экономика, предприниматели, социальные сети, повседневность людей, медики. Пожалуй, можно было бы добавить политическое и технологическое измерения, хотя они и так фоново прорабатываются в книге.
Книга купила своей разносторонностью, большой работой, которая видна в ней, хорошим дизайном. Так что книга мне понравилась. Хотя я бы отметил один момент, который мне как читателю, который заинтересован в ковиде как обыватель, нежели как исследователь, показался чрезмерным: это то, что много посвящено в книге самому ФОМу. Первая глава, последняя глава, вставки в главах кажутся немного нарциссичными. Понятно, что без методологии, задумки, интерпретации исследования нет. Но я ожидал, что книга будет больше про рассказ о ковиде, но он получился сильно связанным с самим ФОМом. Возможно, такова культура ФОМа. Но это бросилось в глаза.
Во-первых, заинтересовали экспертиза и проделанная работа по сбору и анализу данных. Конечно, это не может не вызывать светлой зависти, насколько много разных данных (опросов, интервью, фокус-групп) было собрано и проанализировано, насколько плотно были обозначены практически все сферы жизни российского общества во время пандемии. Это показывает способность ФОМа в целом создавать такой gesamt wissenschaft werk (общий научный труд). Надеюсь, в будущем ФОМ это реализует и на других примерах.
Во-вторых, интересно то, что подробно прописаны и проинтерпретированы собранные данные. Почти никогда они не связаны со сложными теоретическими построениями, поэтому читаются довольно легко.
В-третьих, конечно, для себя нашел много всего интересного, чего не знал о ковиде, включая, например, факт выстраивания горизонтальных отношений среди медиков, факт того, что пенсионеры лучше всех чувствовали себя в ковид (в плане социального положения и, к сожалению, не всегда в плане здоровья), что жители сел довольно хорошо перенесли ковид и другое. Это, конечно, возможность обогатить свои знания о произошедшем, а также больше понять о структуре российского общества.
Больше всего мне понравилась глава про экономику (глава 5). Во-первых, разделы начинаются с понятного обобщения (summary). Во-вторых, экономический аспект был одним из самых тиражированных во время пандемии: много было страхов, что экономика России и мира рухнет в связи с пандемией. И потому очень интересно было посмотреть на реальные цифры. В-третьих, глава богато усыпана диаграммами, которых, стоит отметить, порой не хватало в других главах: к примеру, в главе 4 было не так много диаграмм и много описания. С этим сложнее работать. Карта индикаторов ухудшения экономического положения показалась самой интересной и увлекательной за всю книгу!
Я бы, конечно, обратил внимание на главу про медиков (глава 6). Было очень интересно ее почитать, узнать об эффекте софита, выстраивании горизонтальных связей и т. д. Она хорошо бьется с исследованиями медиков, которые также проводили в Европейском университете. Кажется, чем больше таких исследований, тем лучше мы будем понимать работу медиков, сложности и возможности медицинской системы. В том числе понравилось начало главы, которая (кажется, единственная) начинается с фигуры конкретного врача и его голоса.
Я думаю, это вопрос о том, насколько люди в обществе приспосабливаются к чрезвычайным ситуациям и умеют нормализовывать эти ситуации. Через попытку изоляции или через попытку изменить свои отношения с миром. Таймлайн (кажется, с. 60) показывает, что постепенно страхи и шок уходят, люди возвращаются в привычную жизнь.
Я бы, несомненно, порекомендовал читать ее своим коллегам. Во-первых, некоторые коллеги работают над схожими тематиками (исследование медиков, экономики, социальных сетей во время пандемии). Во-вторых, это, собственно, такая энциклопедия общества (опять же, без политики и технологий) за определенный период. Как источник она очень полезна. В-третьих, я думаю, что в последующие годы (если пандемия, я надеюсь, не повторится) мы увидим веер работ, которые будут пытаться как-то ретроспективно упаковать ковид в какие-то определенные нарративы, будь то нарратив о том, что все было плохо, или, наоборот, что государство (или крупный бизнес) помогли всем пережить это страшное время. И потому книга ФОМа – отличный способ сделать будущие нарративы о ковиде более фундированными в собираемых данных. Это, как кажется, даст более глубокую и интересную картинку.