• к-Темы
  • 16.12.20

Кто такие бизнесмены-«последователи»

И почему им сложнее других адаптироваться к кризисам

qr-code
Кто такие бизнесмены-«последователи»

В июне 2020 года межрегиональная исследовательская группа, объединившая 24 независимых социологических центра, включая ФОМ, провела исследование малого бизнеса во время пандемии. В тот период на большей части страны действовали строгие ограничительные меры. Исследователи, используя дистанционные методы – онлайн-фокус-группы и глубокие онлайн-интервью, – опросили 109 предпринимателей из 22 регионов и 30 наиболее пострадавших от коронавируса отраслей.

«Последователи» последний тип в четырехчастной типологии предпринимателей, предложенной по итогам исследования «Краш-тест малого бизнеса». В период рыночной турбулентности эти бизнесмены обычно испытывают сложности с выбором модели поведения и переживают сильный стресс. Рассказываем, как коронакризис повлиял на их работу и какие стратегии они использовали, чтобы справиться со сложностями в период первой волны пандемии.

Каких предпринимателей можно назвать «последователями»

Предприниматели этого типа чаще всего приходят в бизнес, чтобы капитализировать свои навыки и управленческий опыт. Перед тем как открыть собственное дело, «последователи», как правило, некоторое время работают в найме, анализируя и наблюдая, как развивается чужой бизнес. А затем, накопив достаточно опыта как в производстве товара или услуги, так и в организации и управлении предприятием, начинают свое дело. Совершая такой шаг, они рассчитывают больше зарабатывать и иметь больше свободного времени, которое можно посвятить личным делам и хобби.

«Последователи» не склонны рисковать, поэтому зачастую полностью копируют бизнес своего работодателя, так как считают такую схему гарантированно успешной: если у другого работает, значит, и у меня будет все хорошо. Радикальный случай копирования бизнеса – уход из компании вместе с наработанной клиентской базой.

Отдельно нужно отметить такую вариацию четвертого типа, как предприниматели, получившие бизнес по наследству, вошедшие в семейный бизнес или присоединившиеся к бизнесу друзей.

1/3

Как «последователи» ведут себя в кризис

Кризисные ситуации вводят предпринимателей четвертого типа в ступор. Им сложно подстраиваться под новые правила, а изменения они часто воспринимают болезненно. Так происходит потому, что «последователям» трудно мыслить за рамками скопированной модели бизнеса, и когда налаженный процесс дает сбой, они просто останавливаются и пережидают.

Предпринимательский мир представляется «последователям» высококонкурентным, ведь «не они одни такие умные», что смогли скопировать чужой бизнес. Поэтому кризисные периоды становятся для предпринимателей этого типа временем сильнейшего стресса: им кажется, что их место вот-вот займет новый игрок. И хотя экстраординарные ситуации могут стимулировать определенные нововведения в заимствованной схеме, собственное предпринимательское мышление этого типа сильно ограничено: они не чувствуют в себе уверенности придумать что-то новое и не доверяют своим решениям.

Однако в кризис рынок не может предложить готовых вариантов действий, эффективные решения и схемы еще только генерируются игроками других типов. Поэтому «последователи» просто останавливаются и ждут, когда все вернется на свои места.

Перспектива свернуть свое дело и снова пойти работать по найму кажется этим людям пугающей: ведь бизнес для них был способом «вырваться из рабства» и перейти на новый уровень. Карьерный регресс вызывает у них когнитивный диссонанс.

1/2

Чем «последователи» отличаются от других типов в своих реакциях на кризис

COVID-19 разделил предпринимателей четвертого типа на две группы: тех, кто не пострадал от ограничительных мер и продолжил работу, и тех, чьи предприятия остановились или резко сократили объем производства. Продолжившие работу очень спокойно отзываются о ситуации и чувствуют себя уверенно, ведь от них не требуется что-либо менять, принимать радикальные решения. 

Но те, кто пострадал из-за кризиса, в большинстве предсказуемо перешли к стратегии выжидания, минимизировав расходы по аренде и выплатам сотрудникам. При этом у таких «последователей» есть две важные характеристики, выраженные сильнее, чем у предпринимателей других типов.

Во-первых, предприниматели четвертого типа более других ждут помощи со стороны для решения своих проблем. Они с благодарностью принимают ее от своих коллег и от государства. Но главное – они ждут, что некая внешняя сила отменит возникшие ограничения, ситуация вернется в привычный режим и можно будет работать по-старому.

1/4

Во-вторых, несмотря на то что будущее для предпринимателей четвертого типа неопределенно, они не видят себя в статусе наемного работника. Отсутствие стратегии хоть и является препятствием для реализации предпринимательского духа, но сам этот дух никуда не девается.

1/3

Для этого типа предпринимателей будущее выглядит туманно: корабль, находящийся между штилем и бурей, не знает точно, где окажется завтра. Вошедшие в бизнес по проторенной дорожке, они меньше предпринимателей других типов были готовы к резким переменам, которых потребовал коронакризис. 

Среди участников исследования «Краш-тест малого бизнеса» предпринимателей этого типа оказалось больше всех. Для того чтобы назвать точную долю «последователей» в общем числе российских предпринимателей, нужно провести количественное исследование. Однако, даже глядя на 100 представителей малого бизнеса, с которыми пообщались наши эксперты, становится понятно: этот тип бизнесменов вполне может быть преобладающим и в стране.

В условиях нависшей над национальной экономикой угрозой серьезного спада многие предприниматели четвертого типа в краткосрочной перспективе потеряют свое дело. Смогут ли они стать частью новой экономики и какое место займут в ее структуре – серьезные вопросы, требующие дополнительных исследований.

Авторы доклада – Наталья Филимонцева, Елена Малышева, МИЦ «Контакт» (Воронеж). Адаптированный текст – Иван Грибов, ФОМ

Поделитесь публикацией

  • 0
  • 0
  • 0
© 2021 ФОМ