Факторы разрушения и возможности восстановления
Первая волна пандемии поставила и малый бизнес, и государство в довольно жесткие рамки. В ситуации ограниченности инструментов экономического регулирования на первый план вышли ресурсы иного рода. Один из них – доверие. Удалось ли российскому малому бизнесу и государству воспользоваться этим ресурсом в период локдауна?
Дэвид Майстер, Чарльз Грин и Роберт Галфорд в своем уже ставшем классическим труде о философии бизнеса «Советник, которому доверяют» (The Trusted Advisor) приводят следующую формулу доверия:
где У – убедительность, основанная на правдивости (credibility), Н – надежность (reliability), Б – близость (intimacy), Ос – ориентация на себя (self-orientation). В итоге получается Кд – коэффициент доверия (trustworthiness).
Попробуем через эту формулу посмотреть, какой «коэффициент доверия» присвоила пандемия отношениям бизнеса и государства.
В июне 2020 года межрегиональная исследовательская группа, объединившая 24 независимых социологических центра, включая ФОМ, провела исследование малого бизнеса во время пандемии. В тот период на большей части страны действовали строгие ограничительные меры. Исследователи, используя дистанционные методы – онлайн-фокус-группы и глубокие онлайн-интервью, – опросили 109 предпринимателей из 22 регионов и 30 наиболее пострадавших от коронавируса отраслей.
Убедительность, основанная на правдивости (У). Этот элемент отражает представления участников отношений о том, насколько можно верить словам и декларациям, насколько они понятны и убедительны.
Для поддержания доверия важно, чтобы участники взаимодействия постоянно подвергали переоценке предыдущий опыт отношений. Существовавший в России дефицит доверия с началом эпидемии, и особенно с началом введения ограничительных мер, еще более увеличился. Это проявилось сразу на нескольких уровнях.
Информанты отмечали как нехватку, недостоверность или противоречивость информации о COVID-19 на личном, человеческом уровне, так и нехватку информации о правилах для бизнеса и мерах поддержки. Источники (не только официальные) не всегда помогали, а иногда даже мешали разобраться в ситуации. О вводимых ограничениях и мерах поддержки предприниматели узнавали из новостей и дальше разбирались самостоятельно, что и как делать. Единого официального источника достоверной информации, с которым можно было бы сверяться и ссылаться на него, не было. За введением ограничительных мер в стране некоторые искали какие-то скрытые политические мотивы.
1/2
Запреты и ограничения в глазах предпринимателей тоже не выглядели достаточно обоснованными. Например, люди видели, что, когда их бизнес закрывается, продолжают работать некоторые более крупные компании и общественный транспорт.
Участники исследования рассказывали, что перестали доверять органам власти, потому что не могут предсказать и логически объяснить себе их поведение. Это касается как локальных мер и ограничений, так и более масштабных изменений по либерализации предпринимательской деятельности или, наоборот, по усилению регулирования.
1/2
Надежность (Н) – описывает связь между словами и делами, декларируемые намерения и реальные действия в текущий момент. В сфере личных отношений в русском языке этот элемент описывался бы через категорию порядочности.
Невыполнение обещаний и неответственное, недобросовестное поведение разрушают доверие. Описываемая респондентами непредсказуемость связана с тем, что в глазах предпринимателей заявления власти часто расходятся с действиями, которые они непосредственно наблюдают в своей отрасли. Малый бизнес обращает внимание на обещания, которые их касаются, и на то, выполняются ли они.
Меры поддержки от государства, по мнению предпринимателей, не реализовывались совсем или реализовывались не в полной мере, не так, как было заявлено. Не хватало документов, постановлений, на которые можно было ссылаться: на практике нередко бывало, что о какой-то поддержке объявляли в СМИ, но получить ее было невозможно.
1/2
Получить положенную помощь было непросто, даже когда государственные органы переходили к выполнению взятых на себя обязательств. Во-первых, было очень много условий, которые ограничивали число тех, кто может претендовать на поддержку. Во-вторых, даже при соответствии всем условиям требовалось очень много усилий для сбора и оформления документов.
Предприниматели также отметили, что масштаб этой помощи никак не соответствовал масштабу ущерба, который понес бизнес. Помимо собственного опыта, информанты были в курсе проблем, с которыми столкнулись их коллеги, и следили за тем, как деньги выплачивались врачам, – и все это говорило о том, что рассчитывать на государство нельзя.
1/2
При этом предприниматели опасались, что, если они получат какую-то помощь, в дальнейшем, прямо или косвенно, им придется вернуть больше (лояльностью, поддержкой инициатив).
Таким образом, представления предпринимателей о действиях властей во время первой волны пандемии характеризовались как непоследовательные и некомпетентные, что не могло не сказаться на результатах взаимодействия.
Близость (Б). Это слагаемое отражает степень реальной вовлеченности в сферу интересов другой стороны, готовность двигаться навстречу, выходя за границы транзакционного обмена в рамках дежурных обязанностей. Именно категория близости задает границы отношений и определяет степень рисков (за счет вероятности обнажить свои уязвимые зоны). Например, слишком большая дистанция ведет к увеличению транзакционных издержек для обеих сторон, лишает возможности направлять ресурсы на содержательную составляющую решаемых проблем.
Наличие доверия способствует социально-экономическому развитию, интеграции и устойчивости общества, и наоборот – его отсутствие приводит к необходимости изобретать искусственные, не всегда нужные «костыли». Выход из ситуации недоверия может оказаться существенно сложнее и дороже, чем поддержание доверия на приемлемом уровне. Доверие – всегда обоюдная история.
Все эти свойства отношений между властью и бизнесом в период до пандемии приводили по большей части только к еще более жесткой регламентации действий бизнеса, и как следствие – к увеличению затрат не на поддержку предпринимателей, а на контроль за ними.
1/2
Со своей стороны, малый бизнес продемонстрировал ответный спектр реакций.
1/3
Ориентация на себя (О). Уровень ориентации на свои интересы отражает способность держать в фокусе не только сферу собственных интересов, но также способность «встать в тапки» партнера, быть готовым «сесть за одну сторону стола».
За время периода ограничений не все, но многие представители малого бизнеса столкнулись с тяжелыми проблемами, испытали массу неприятных эмоций, в том числе разочарование в действиях властей и кризис доверия. Все понимают, что восстанавливаться придется долго и трудно. Тем не менее большая часть предпринимателей стараются держаться конструктивно, сохранять надежду на лучшее, поддерживать своих сотрудников. И что очень важно – практически никто не говорил о том, что хотел бы уехать или вывести за рубеж свои активы. Малые предприниматели настроены восстанавливать и развивать свой бизнес в России. Пока.
Непоследовательность предприниматели необязательно списывают на намеренное желание властей усложнить жизнь бизнесу. Некоторые информанты говорили, что власть недостаточно вникает в положение бизнеса, в условия их работы, от этого некоторые решения с точки зрения бизнеса могут выглядеть некомпетентными, несмотря на их благие цели.
Участники исследования высказались и о том, что могло бы сделать государство, чтобы восстановить утраченное доверие. Например, бизнесу было бы проще, если бы нормативная база была четкой, не допускала разных трактовок и не менялась слишком часто.
1/2
Неясность некоторых норм вносит в отношения малого бизнеса и государства нервозность – предприниматели никогда не знают, чего ожидать, не чувствует себя в безопасности. По рассказам информантов, это проявляется довольно ярко в работе проверяющих органов. Кроме того, предприниматели считают, что имеют право на финансовую помощь во время кризиса, поскольку платят налоги напрямую, в отличие от наемных работников. Или, что называется, на худой конец, просят просто не вмешиваться в их дела.
1/3
Уравнение доверия имеет экономический смысл. Доверие создает условия для продуктивного сотрудничества и спокойного развития. Ситуация с пандемией неожиданно дала возможность сплотиться и возродить утраченное, объединив усилия. Этим шансом еще можно воспользоваться. Один из участников исследования отметил, что в обществе отношение к предпринимателям уже изменилось, осталось дождаться того же от государства.